Биография песталоцци. Жизнь и деятельность И.Г

  • 9. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
  • 10. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
  • 11. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (ф. Скорина)
  • 14. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
  • 15. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
  • 16. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци и Гербарта.
  • 17. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега и Оуэна.
  • 18. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
  • 19. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 20. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 21. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 22. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 23. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
  • 24. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
  • 26. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
  • 27. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
  • 28. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
  • 29. Детская одаренность.
  • 30. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
  • 31. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
  • 32. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
  • 33. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
  • 34. Функции обучения.
  • 35. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
  • 36. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
  • 38. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
  • 39. Виды образования и их взаимосвязь.
  • 40. Концепция физкультурного образования.
  • 41. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
  • 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
  • 42. Система принципов обучения и их характеристика.
  • 43. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
  • 44. Сущность и содержание методов обучения.
  • 45. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
  • 46. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
  • 47. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
  • 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
  • 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
  • 49. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
  • 50. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
  • 51. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
  • 52. Групповые формы обучения.
  • 53. Классно-урочная система и ее характеристика.
  • 54. Педагогические требования к уроку.
  • 55. Типология и структура уроков.
  • 56. Особенности урока физической культуры.
  • 57. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
  • 58.Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
  • 59. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
  • 60. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
  • 61. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
  • 62. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
  • 64. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
  • 63. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
  • 65. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
  • 66. Система общих методов воспитания, их классификация.
  • 67. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
  • 68. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
  • 69. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
  • 75. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
  • 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
  • 77. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
  • 78. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
  • 79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
  • 80. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.
  • 16. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци и Гербарта.

    Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) – швейцарский педагог-демократ, посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей народа. В его время Швейцария переходила от феодализма к капиталистическим отношениям, что сопровождалось обнищанием значительной части крестьянства. Обезземеленные крестьяне, зарабатывавшие жалкие гроши непосильным трудом на мануфактурах и возникающих в Швейцарии бумагопрядильных фабриках, были вынуждены отдавать туда и своих детей, которых владельцы предприятий также безжалостно эксплуатировали. Всю свою жизнь Песталоцци стремился улучшить положение трудящихся и их детей.

    Песталоцци родился в г. Цюрихе, в семье врача. Рано лишившись отца, он воспитывался матерью и преданной семье служанкой из крестьян. Образование получил в родном городе, в начальной, потом в латинской средней школе и, наконец, в высшем учебном заведении гуманитарного направления.

    Передовая студенческая молодежь, к которой принадлежал Песталоцци, организовала кружок “патриотов”, находившийся под влиянием идей французских просветителей, и в первую очередь Руссо. Члены кружка занимались разоблачением должностных лиц, которые злоупотребляли властью и притесняли народ, они добивались проведения в Швейцарии буржуазно-демократических реформ. Цюрихские власти подвергли кратковременному аресту нескольких активных членов кружка, в том числе и Песталоцци.

    Выйдя из тюрьмы, Песталоцци, не завершив своего образования, поселился в деревне, в имении Нейгоф, чтобы организовать образцовое сельское хозяйство, которое могло бы наглядно показать крестьянам, как улучшить свое положение. Но этот утопический замысел, естественно, окончился неудачно, и Песталоцци стал искать новые пути применения своих сил на пользу народа.

    В 1774 г. в Нейгофе он организовал “Учреждение для бедных”, в котором собрал несколько десятков бедных детей разных возрастов, в том числе и дошкольного. Песталоцци обучал их чтению, письму и счету. Дети работали на сельскохозяйственной ферме, в прядильно и ткацких мастерских. Песталоцци самоотверженно отдался работе в приюте, впоследствии он писал: “Я жил годами в кругу более чем пятидесяти нищих детей; я делил с ними в бедности мой хлеб; я сам жил как нищий, для того чтобы научить нищих жить по-человечески”.

    Организуя “Учреждение для бедных”, Песталоцци предполагал, что в результате соединения обучения с трудом у детей разовьются физические и умственные силы и впоследствии они. смогут создать себе необходимые жизненные условия.

    Стремление Песталоцци добиться улучшения жизни путем воспитания и обучения детей, не колебля основ существующего строя и права частной собственности, было, конечно, утопическим, но сама идея создания воспитательных учреждении, в которых обучение детей сочеталось бы с их трудом в сельском хозяйстве и промышленности, была очень важной и перспективной.

    Воспитание детей в Нейгофском приюте имело, однако, существенные недостатки. Соединение обучения с производительным, трудом носило чисто механический характер: дети пряли и одновременно следили за тем, что учитель писал на доске. При такой организации занятий они не могли получить глубокие знания. Кроме того, Песталоцци ошибочно полагал, что его “Учреждение для бедных сможет существовать на началах самоокупаемости, т. е. сбыта на рынках изделий детского труда. Но в условиях рыночной стихии и конкуренции это было бы возможно только, если бы дети работали с чрезвычайным напряжением всех физических сил. Песталоцци же был принципиальным противником эксплуатации детского труда, следовательно, эта идея тоже оказалась несбыточной.

    После того как Песталоцци исчерпал на содержание приюта свои личные средства, он был вынужден закрыть его в 1780 г. В последующие годы Песталоцци написал социальный романы “Лингард и Гертруда”, где в литературной форме высказал. свои заветные мечты об искоренении народных бедствий при помощи правильно поставленного воспитания. Роман, идеи которого были созвучны настроениям передовых людей, сделал имя писателя очень популярным. В 1792 г. Песталоцци в числе 18 выдающихся иностранцев был удостоен Законодательным собранием революционной Франции почетного звания французского гражданина как человек, служивший делу Свободы.

    Когда в Швейцарии в 1798 г. произошла буржуазная революция, правительство вновь организованной республики поручило Песталоцци руководство детским приютом в местечке Станц, где незадолго до этого было подавлено спровоцированное контрреволюционерами крестьянское восстание и осталось много сирот.

    В здании бывшего монастыря было собрано около 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет, состояние их как в физическом, так и в моральном отношении было очень тяжелым. Песталоцци один, без всяких помощников, с огромным энтузиазмом взялся за дело, но его успешная воспитательная работа была, однако, прервана властями через полгода: в помещении приюта они разместили госпиталь.

    Для Песталоцци это было большим ударом, но, мечтая о широкой воспитательной деятельности в интересах народа, он все же принялся за разработку рациональной методики начального обучения детей в народной школе. Свой эксперимент он стал. проводить в школе для малолетних детей г. Бургдорфа, где учились мальчики и девочки в возрасте от 5 до 8 лет. В этом по существу дошкольном учреждении Песталоцци разработал теорию элементарного образования, а также методику изучения детьми форм предметов, развития у, них элементарных математических представлений и речи. Городские власти поддержали Песталоцци, и с осени 1800 г. в Бургдорфе под руководством Песталоцци был открыт институт, в котором объединились средняя школа с интернатом и учреждение для подготовки учителей. Вскоре этот институт был переведен во французскую часть Швейцарии, в местечко Ивердон (немецкое название – Ифертен), где просуществовал до 1825 г. и приобрел мировую известность.

    В средней школе Ивердонского института Песталоцци было свыше 100 учащихся из состоятельных слоев населения. Помимо швейцарцев, в нем были учащиеся из России, Германии, Франции; Англии, Италии, Испании и других стран. Его посещали ученые, писатели и другие выдающиеся люди того времени. Однако успех этого учебного заведения мало радовал Песталоцци, мечтавшего работать с крестьянскими детьми.

    На свои личные средства, полученные за издание его сочинений, Песталоцци открыл в 1818 г. школу для бедных, которая должна была готовить и народных учителей. Но деньги были небольшие, и школа вскоре прекратила свое существование. Песталоцци вернулся в Нейгоф, где написал свое последнее произведение “Лебединая песня”, в котором сожалел о я понял истинных причин своих неудач. Считая, что воспитание и образование могут изменить жизнь тружеников и потому они должны быть достоянием всех людей, Песталоцци не помышлял, однако, о каких-либо иных способах уничтожения социального неравенства и установления таких общественных отношений, при которых могли быть обеспечены действительные возможности для развития способностей детей трудящихся.

    Кроме названных выше работ «Лингард и Гертруда» и «Лебединая песня», Песталоцци были написаны получившие широкую известность книги «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей», «Письмо к другу о пребывании в Стонце». Утверждал, что цель обучения – в формировании человечности, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он – один из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармоническое развитие человека. Его идею развивающего обучения К.Д. Ушинский называл великим открытием. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, включив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение и гимнастику.

    Песталоцци в своем сочинении "Лингард и Гертруда" развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

    Педагогические принципы Г. Песталоцци:

    1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

    2. Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.

    3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлении, развития мышления и речи.

    4. Необходимо бороться с вербализмом, "словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов".

    5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

    Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыгралИоганн Гербарт (1776–1841) – немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в.. Крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод), ввел понятие воспитывающего обучения, систему развивающих упражнений. Считал необходимым подавлять в детях "дикую резвость", используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал – кондуит.

    Формирование нравственного человека – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей Гербарта. Он считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели.

    Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и приведения его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в воле – переходе желания в дело. Нравственно развивать характер – значит, предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.

    Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий.

    Необходимо принять во внимание, что в основе своей системы И.Ф. Гербарт видел решение этических проблем, основываясь на нравственных идеях:

    – идея внутренней свободы, делающая человека цельным;

    – идея совершенствования, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая внутреннюю гармонию;

    – идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;

    – идея права (законности), применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль;

    – идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, и наказании того, кто нарушает его законы.

    Нравственное воспитание заключается в том, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него, формировать волю и характер будущего члена общества.

    Следует учесть, что Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Он пытался отыскать принципиальное отличие нравственного воспитания от управления, призванного установить порядок только для настоящего времени, но не сумел этого сделать столь убедительно, да это было и невозможно. Ведь дисциплина это и условие, и результат воспитания.

    К средствам нравственного воспитания в собственном смысле Гербарт относил следующее:

    – удерживать воспитанника (этому служит управление детьми, обучение их послушанию, надо устанавливать границы поведения для детей);

    – определять воспитанника, т.е. поставить ребенка в такие условия, при которых он не только из указаний воспитателя, но и из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям»;

    – устанавливать четкие правила поведения;

    – поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине»;

    – «волновать» душу ребенка одобрением и порицанием;

    – «увещевать» воспитанника, указывать на его помехи, исправлять их.

    В нравственном воспитании следует прибегать и к наказаниям, но воспитательное наказание в отличии от дисциплинарных не должны связываться с идеей возмездия, а представляться воспитаннику доброжелательными предостережениями.

    Таким образом, можно утверждать, что Гербарт первым из педагогов попытался дать философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания, вследствие чего педагогика была представлена систематически развитым и в то же время строго дифференцированным единым целым. В научно-теоретическом обосновании и логически выдержанном изложении и состоит основная его заслуга в истории педагогической мысли. Вот почему можно утверждать, что с именем Гербарта связана первая попытка создания научной системы знаний о воспитании и образовании, представления о педагогике как самостоятельной науке.

    Говоря о Гербарте, можно утверждать, что он был первопроходцем в области приведения обучения в соответствии с законами мышления. Разработка психологических начал обучения позволила ему осуществить дальнейший шаг в развитии дидактики. В конкретно-дидактическом плане его идеи, в отличие от дидактических идей Песталоцци и Дистервега, обращены преимущественно к среднему образованию, что и следует иметь в виду.

    Педагогические идеи Гербарта, в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идеи воспитывающего обучения и многостороннего интереса, разработка методов преподавания, учитывающая воспитательные возможности отдельных учебных предметов, идея о развитии нравственности в единстве нравственных действий с сознанием оказали большое влияние на последующее развитие мировой теории и практики воспитания.

    § 2. Педагогические идеи Иоганна Генриха Песталоцци

    Всестороннее гармоничное развитие — это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:
    1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.
    2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».
    3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.
    Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.
    Так же и все претензии человека на высокую мораль, если ее источником не являются любовь к людям, вера, благородство, не представляют собой истинной морали, а оказываются лишь лицемерием. Еще страшнее люди, имеющие «звериную волю к насилию», добивающиеся всего на свете во имя собственных алчных интересов, это «хищники от морали». Они порождают массу «моральных ослов», не способных ни к какому действию, ограниченных бессильным доброжелательством.
    Гармоничное развитие всех природных сил человека предполагает воспитание в равновесии, в гармонии с самим собой.
    Идея природосообразности в понимании Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку».
    Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне». Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.
    При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри его». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль — на собственное мышление, а не на усвоение чужих мыслей. Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.
    Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой — это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не с наблюдением за предметами. Отсюда — необходимость. предметного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение всловах.
    Обучаясь, ребенок овладевает путем измерений понятием о форме, благодаря счету — числом, посредством развития речи — словом. Содержанием элементарного образования и является чтение, письмо, арифметика с началами геометрии, измерение, рисование, пение, кроме того, некоторые знания по географии, естествознанию. Эта обширная программа впервые начала осуществляться в школьной практике. Особенностью обучения стало постепенное восхождение от простого к сложному, благодаря разложению изучаемого предмета на его простейшие элементы. Постепенно вытеснялся старый метод, начинавшийся с преподавания правил, принципов, общих определений. Его место занимали наблюдения за предметами и упражнения. Целью преподавания стало развитие учеников, не догматическое заучивание ими материала. Песталоцци стоял у истоков идеи развивающего обучения. «Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в чтобы развить и увеличить его умственные силы», — утверждает Песталоцци,
    Для школы важны те отношения, которые устанавливаются между учителем и учениками. Они в своей основе должны иметь любовь учителя к детям. Сам Песталоцци являл собою образец такой любви, ученики и последователи называли его отцом. В школе должна царить домашняя, семейная обстановка.
    Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание. Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими. Такой труд будет способствовать физическому развитию и готовить к предстоящей деятельности.
    Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школьной практики знаменитого педагога. Так как институт Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем Песталоцци.
    Основные даты жизни и деятельности
    1746 — Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.
    1769—774 —эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.
    1775—780 —создание и деятельность "Учреждения для бедных" в Нейгофе.
    1789 — работа в сиротском доме в городе Станце.
    1800—1826 —руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.
    1827 — Иоганн Генрих Песталоцци скончался.
    Основные работы
    1781—1787 — "Лингард и Гертруда".
    1801 — "Как Гертруда учит своих детей".
    1826 — "Лебединая песня".

    Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих — 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

    Окончил два курса коллегиума Каролинум. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нейхофе» (1774-80), приют для сирот в Станце (1798-99), институты в Бургдорфе (1800-04) и Ивердоне (1805-25).

    Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность «Лингард и Гертруда» (1781-87), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826). В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики».

    В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, главным образом Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте и др. Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных и систематических упражнений — вначале в семье, затем в школе.

    Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую Песталоцци идею развивающего обучения К.Д. Ушинский назвал великим открытием. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.

    Книги (5)

    Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 1

    Первый том включает сочинения Песталоцци, относящиеся к 1774 — 1790 гг.

    В него входит «Дневник Песталоцци о воспитании его сына», статьи и материалы, освещающие нейрофский опыт соединения обучения с производительным трудом детей и общественно-литературную деятельность Песталоцци после закрытия «Учреждения для бедных». Кроме того, в этом томе дается роман «Лингард и Гертруда», а также письма Песталоцци к домашнему учителю Петерсену, относящиеся к 1782 — 1784 гг.

    Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 2

    Второй том, охватывающий 1791 — 1804 гг., содержит материалы, отражающие отношение Песталоцци к французской буржуазной революции, а также его деятельность в условиях подготовки швейцарской буржуазной революции и возникшей в 1798 г. Гельветической республики.

    В этом томе помещены произведения, относящиеся ко времени пребывания Песталоцци в Станце и Бургдорфе. Публикуется одно из важнейших его сочинений — «Как Гертруда учит своих детей», а также ряд ранее не переводившихся на русский язык статей по теории обучения.

    Избранные педагогические произведения. В трех томах. Том 3

    Третий том посвящен периоду 1805 — 1827 гг. и содержит работы, написаны Песталоцци за время существования Ивердонского института, а также в последние годы жизни в Нейгофе.

    В этот том наряду с такими известными произведениями, как «Взгляды и опыты, касающиеся идеи элементарного образования», «Лебединая песня», включены некоторые, опубликованные за рубежом, работы Песталоцци, раскрывающие его взгляды на подготовку детей бедноты к деятельности в области «индустрии».

    Мировоззрение носило демократический характер, но было исторически огра­ ничено. Мечтал о возрождении народа путем его просвещения и воспитания.

    Биография

    Воспитание,образование

    Методики

    Родился в Швейцарии в Цюрихе. Образование: начальная, ла­тинская сред­няя школа, кол­легиум (фило-софско-фило-логический фа­культет). 1769 г. -организовал в Нейгофе «Учреждение для бедных».

      г. - создал приют для беспризор­ ных детей в Швейцарской Республике.

      г. - эксперимен­ тальная работа в школах Бургорфа. 1805 г. - открыл инсти­ тут в Ивердоне. 1825 г. - возвращение в Нейгоф. Работы: Как Гертруда учит своих детей; Книга матерей, как учить их де­ тей наблюдать и говорить; Азбука нагляд­ ности (нагляд­ ное учение об измерении); Наглядное учение о числе; Лебединая песнь; Лингард и Гертруда.

    Цель воспитания - развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания - создание гармонически развитого человека.

    Основной принцип воспитания - согласие с природой.

    Средства воспитания - труд, игра, обучение. Теория элементарного (элементного) образо­вания: воспитание начинается с простых эле­ментов и восходит к более сложным. Простейшие элементы знания: число - счет: единица\ форма - измерение: линия; слово - речь: звук. Умственное образование. Средство - систе­ма спец. упр. (для каждой ступени обучения), которые развивают интеллектуальные силы и способности. Основа - наблюдение и опыт. Основа обучения - наглядность. Основные принципы - строгая последова­ тельность, концентричность, посильность. Физическое воспитание - первый вид разум­ного воздействия взрослого на развитие детей, развитие и укрепление всех физических возмож­ностей, основано на естественном стремлении к движению (военные упражнения, игры, строе­вые занятия, туристические походы). Трудовое воспитание - соединение обучения с производительным трудом. Труд развивает силы, ум, формирует нравственность. Учит пре­зирать слова, оторванные от дела, вырабатыва­ет следующие качества: точность, правдивость, создание правильных взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей друг с другом. Нравственное воспитание - постоянные уп­ражнения в делах, приносящих пользу другим. Является центром всего воспитания. Религиозное воспитание - против официаль­ной религии и ее обрядности; за естественную религию, развивающую моральные чувства и нравственные наклонности. Развивающее воспитывающее обучение - «обу­ чение должно быть подчинено воспитанию». «Школы, где главную роль играют учитель и кни­ га, - никуда не годятся».

    «Учитель должен вырабатывать в ученике дея­ теля ...не вливать в него, как в сосуд, готовые знания».

    Родной язык:

    развитие речи и обогащение словарного за­паса, звуковой метод обуче­ния грамоте. Письмо: изображение прямых и кри­вых линий - элементы букв, зарисовка ре­зультатов из­мерений; пря­мая линия, угол, квадрат (его части). Арифметика: изучение чисел, начиная с элемента каждого целого числа - 1, дро­би - пример соотношения частей в квад­рате («ариф­метический ящик»).

    География: от близкого к да­лекому, от наблюдения окружающей местности к более сложно­му, рельефы местности из глины - потом карта.

    Разработал общие основы первоначаль­ ного обучения и частные методики начального образования.

    КЛОД АНРИ СЕН-СИМОН ДЕ РУВРУА (1760-1825), французский социалист-утопист

    Биография

    Педагогические взгляды

    Основные работы

    Родился в Париже в аристократи­ческой семье.

    Образование получил под руководством д"Аламбера.

    Участвовал в боях за независи­мость северо­американских колоний против Англии.

    Во время франц. революции был сторон­ником якобин­цев, но отошел от них.

    Участвовал в

    деятельности

    Общества

    начального

    образования в

    Париже и в

    представил

    доклад о

    задачах и

    направлениях

    общества.

    Мечтал о таком общественном строе (ассоциа­ции), в котором обеспечиваются лучшие условия для большинства:

      все люди работают;

      производство ведется на основе единого обще­ ственного плана при использовании всех дости­ жений науки и техники;

      в ассоциации сохраняется частная собствен­ ность и прибыль на капитал.

    Переход к новому обществу он мыслил исключи­тельно средствами убеждения.

    Нравственной основой общества хотел сделать новое христианство, основной принцип которого гласил: «...все люди должны относиться друг к другу как братья».

    В соч. О промышл. системе выразил свои взгля­ды на воспитание в виде обращения к промыш­ленникам, ученым и артистам, а также в виде про­ектов указов.

    Воспитание - великое социальное явление, оно должно быть предметом особых забот общества:

      идейно влиять на молодое поколение, давать известное направление умам;

      посвятить индивидов в желательные отнош. к обществ, жизни;

      внушать каждому чувство любви.

    Результаты воспитания, полученные в детстве и юности, следует поддерживать в течение всей жиз­ни.

    Необходимость знаний, относящихся к промыш­ленности, элементы знаний об основных законах природы.

    Неразрывная связь личного интереса с обще­ственным - человек должен работать.

    Необходимость взаимного обучения.

    Специальное образование - сообразно способ­ностям людей.

    Письма женевского обитателя к современни­ кам (1803);

    Введение к научным трудам XIX в. (1807-1808);

    Записки о всеобщем тяготении (1813);

    Очерк науки о

    человеке

    Статьи в сборнике «Индустрия» (1817-1818);

    Организатор (1819-1820);

    О промыш­ ленной системе (1821 - 1822);

    Катехизис промышлен­ ников (1823- 1824);

    Новое христи­ анство (1825).

    РОБЕРТ ОУЭН (1771-1858), английский социалист-утопист

    Отрицал принцип свободы воли. Полагал, что начало качественно новому состоянию мира - всечеловеческой гармонии - может быть положено лишь должным воспитанием людей. Человек - продукт среды. Во всех недостатках современных людей виновата соцсреда, т. е. капитализм, являющийся источни­ ком всех социальных бедствий. Надо заменить капитализм социализмом.

    Биографические сведения и основные труды

    Отдельные мысли

    Сын ремесленника. Приходская школа. Самообразование. С 1781 г. служил в торговых заведениях. Конец 80 - начало 90-х гг. - общался с англ. физиком и химиком Джоном Даль­тоном. Вошел в лит.-философское обще­ство.

    С1791 г. - предприниматель. В 1794-1795 гг. основал Чорлтонскую хлопкопрядильную кампанию. 1800-1829 гг. - управляющий пря­дильного предприятия в Нью-Лэнарке (Шотландия).

    Разрыв с ортодоксальным христиан­ством. В 30-е гг. организовал «Базары справедливого обмена», «Великий наци­ональный союз профессий». 1848-1849 гг. - замыкается в месси­анских иллюзиях. Работы:

    Об образовании человеческого характе­ ра (1813-1814), Книга нового нравствен­ного мира (1836- 1844) и др.

    Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без прояв­ления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям.

    Доказывал, что основной причиной обще­ственного зла является невежество лю­дей. Общественные противоречия мож­но устранить путем распространения знаний, внедрения истины. Трудовое воспитание - необходимое ус­ловие для всестороннего развития чело­века. Ребенок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки.

    Существуют периоды - пятилетия в жиз­ни человека, вплоть до 30-летнего возра­ста, - создающие основу для хорошего разделения по занятиям, причем каждая группа занята своим делом. Это способ­ствует лучшему развитию человека. Выступал за антирелигиозное светское образование.

    (12.01.1746, Цюрих, - 17.02.1827, Бруи), швейцарский педагог, один из основоположников дидактики, начального обучения. Родился в семье врача. Окончил два курса коллегиума Каролинум. В 50-60-х гг. 18 века принимал активное участие в движении швейцарской интеллигенции. Возглавлял "Учреждение для бедных в Ной-хофе" (1774-1780), приют для сирот в Станце (1798-1799), институты в Бургдорфе (1800-1804) и Ивердоне (1805-1825). Автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность "романы" "Лингард и Гертруда" (1781-1787), "Как Гертруда учит своих детей" (1801), а также "Письмо к другу о пребывании в Станце" (1799) и трактат "Лебединая песня" (1826).

    В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, главным образом Ж. Ж. Руссо , сочетались с теориями немецких философов Г. Лейбница, И. Канта , И. Г. Фихте и др.

    С юных лет Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишённых элементарных условий для полноценного физического, умственного и нравственного развития. Основную роль в осуществлении своих социальных замыслов Песталоцци отводил воспитанию. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет им избавиться от нужды. Воспитание должно быть природосообразным, то есть строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет ("Час рождения ребёнка является первым часом его обучения"), развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребёнку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путём последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определённой системе и последовательности.

    Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребёнка, Песталоцци подчёркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоничное развитие человека.

    Идею Песталоцци о развивающем обучении К. Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци" (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 95). Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Он разработал систему упражнений, расположенных в определённой последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности; однако задаче развития учащихся Песталоцци в некоторой степени подчинял другую, не менее важную задачу обучения - вооружение учащихся знаниями (Развивающее обучение). Критикуя современную ему школу за вербализм и зубрёжку, притуплявшие духовные силы детей, Песталоцци стремился психологизировать обучение, построить его в соответствии с "естественным путём познания" у ребёнка. Исходным моментом этого пути педагог считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Поэтому Песталоцци придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Песталоцци значительно расширил прежние трактовки наглядности, указав на возможность её использования в интересах формирования логического мышления. Для облегчения и упорядочения наблюдений ребёнка педагог выделил простейшие элементы, которые являются общими для всех предметов и потому должны служить исходным моментом для всякого обучения: число, форма и слово (простейший элемент числа - единица, формы - прямая линия, слова - звук).

    В требованиях Песталоцци к постановке обучения родному языку раскрывалось его социальное и педагогическое значение. Педагог считал, что речь надо развивать планомерно и последовательно, начиная со звуков и их сочетаний в слогах, через освоение различных речевых форм, при одновременном обогащении и углублении представлений ребёнка об окружающем мире.

    Песталоцци расширил и содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику.

    Обучение счёту швейцарский педагог предлагал начинать не с заучивания арифметических правил, а с сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойствах чисел.

    Изучение формы он подразделял на обучение детей измерению (геометрии), рисованию и письму. Ему принадлежит мысль о введении в начальной школе элементов геометрии. Песталоцци стремился настолько упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы, и любая мать-крестьянка. Отправляясь от простейших элементов, он стремился вести ребёнка шаг за шагом к познанию целостного предмета. Предложенный им путь обучения содержит большие дидактические возможности, но попытка Песталоцци придать ему универсальный характер неправомерна. В обучении может иметь место и обратный путь: от целого к его элементам.

    Исходным элементом физического развития Песталоцци считал способность ребёнка к движению. Начало физического воспитания, по мнению Песталоцци, закладывается в семье, когда мать постепенно приучает ребёнка стоять, делать первые шаги и ходить. Упражнения суставов были положены им в основу "естественной домашней гимнастики", на основе которой Песталоцци предлагал строить систему школьной "элементарной гимнастики". Элементарное трудовое обучение педагог рассматривал как неотъемлемую часть своего метода. Он высказал мысль о создании "азбуки умений", усвоение которой помогло бы ребёнку развить свои физические силы и овладеть необходимыми ему в жизни трудовыми навыками.

    Песталоцци критиковал современную ему профессиональную подготовку молодёжи, сводившуюся к овладению ею "односторонними рутинными умениями". Он выдвинул требование особого "элементарного образования для индустрии", чтобы помочь молодёжи овладеть основными приёмами и общей культурой труда. Для этого рекомендовалась "специальная гимнастика, готовящая к индустрии", которая должна строиться на базе школьной "элементарной гимнастики". "Образование для индустрии" рассматривалось им как "средство гуманизации промышленности". В произведениях швейцарского педагога содержится ряд не утративших своего значения высказываний об овладении молодёжью "внутренней сущностью промышленного производства" и теми "внешними приёмами, которые необходимы для успешного участия в ней". Высказывания эти отражают широкое применение в практике ручного труда. Но они, несомненно, представляют собой движение в сторону идеи трудовой школы.

    Нравственное элементарное образование, полагал Песталоцци, в большей мере, чем другие стороны образования, обладает возможностью содействовать общей цели воспитания. Основные задачи этого образования: развитие у детей высоких моральных чувств, выработка у них путём непосредственного участия в добрых и полезных делах соответствующих нравственных навыков и, наконец, формирование у молодого поколения нравственного сознания, убеждений. Инстинктивно возникшая любовь младенца к матери в дальнейшем ребёнком осознаётся и переносится сначала на отца, сестёр, братьев, затем на учителя и всё человечество. Воспитательные учреждения педагог стремился построить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним. Сформулированные Песталоцци идеи педагогического активизма и психологизации обучения оказали глубокое влияние на развитие дидактики и педагогики. В 1792 Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание "гражданин Французской республики".

    Лит.: Пинкевич А. П., Медынский E. H., И. Г. Песталоцци. Его жизнь, учение и влияние на рус. педагогику, М., 1927; Пинкевич А. П., И. Г. Песталоцци, М., 1933; Ротенберг В. А., Пед. деятельность И. Г. Песталоцци, СП, 1952, № 3; Кларин В. М., Теория элементарного образования, "Магистр", 1993, № 2.

    В. А. Ротенберг, В. М. Кларин.

    

    Copyright © 2024 Школа и образование.