Смешная история из школьной жизни. Смешные истории про школу и школьников

«За привычным лежит экстраординарное» - так звучит кредо классической работы Филипа Джексона «Жизнь в классе» , русский перевод которой недавно был опубликован издательством Высшей школы экономики .

Эта книга помогает взглянуть на школу не просто как на систему передачи знаний, а как на естественную среду, в которой учителя не только преподают, а ученики не только учатся: обе стороны образовательного процесса его «проживают».

Как ребёнок способен увидеть чудесное в обыденном, так и учёный, по утверждению Джексона, должен достигать «обновлённого понимания того, что воспринималось как само собой разумеющееся». Его книга является результатом 5 лет наблюдений за школьной системой, которые автор вёл, сидя на задних партах в классных комнатах, прогуливаясь по коридорам и заглядывая в самые разные уголки школьного пространства.

То, что он в них увидел, помогает более трезво и реалистично взглянуть на образовательный процесс. Школа - это особая среда со своими особенностями и ограничениями, поэтому тем, кто в ней работает, или (тем более) смотрит на неё взглядом реформатора, легче составить о них представление.

Скрытый учебный план: чему школьники учатся, но не знают об этом

Школа - это место, где тесты пишутся успешно и не очень, где происходит много забавного, где сталкиваешься с чем-то неизведанным и учишься новому. Но это также то место, где сидят и слушают, ждут и поднимают руки, по очереди сдают письменные работы и точат карандаши. В школе мы приобретаем друзей и врагов, высвобождаем воображение и расстаёмся с незнанием.

Но в школе также трудно подавить зевоту, на партах от скуки выцарапываются инициалы, собирают деньги на еду и толпятся на переменах. Оба аспекта школьной жизни - и явный, и скрытый - всем знакомы, но скрытый аспект, хотя бы только в силу пренебрежения им, заслуживает, по-видимому, большего, чем ему уделяется, внимания.

Таким почти поэтическим пассажем открывается одна из первых частей книги. Скрытая, необсуждаемая часть школьного плана - вот что привлекает внимание Джексона.

Он выделяет три главных принципа, которые создают то, что мы называем школой, служат для неё своего рода системой координат: это толпа , похвала и власть .

    Толпа. Школа - единственное место, где несколько десятков человек такое долгое время находятся рядом и постоянно взаимодействуют друг с другом. То, что в школе делают ученики, они всегда делают вместе с другими - или, по крайней мере, на виду у других. С этим связана и постоянная необходимость в ожидании : ученики стоят в очереди к фонтанчику с питьевой водой, ждут, когда ответит другой ученик или когда учитель проверит их домашнее задание: так они учатся приостанавливать и переключать своё внимание.

    Похвала. Попадая в школу, ребенок сразу становится объектом оценки - причем это касается не только формальных показателей успеваемости, но и таких вещей, как одобрение товарищей по классу. Важно понять, что именно оценивается: обычно это даже не знания ученика, а его включенность в работу. Наказывают, как правило, за плохое поведение, но не за плохое усвоение материала. А в ответе на вопрос учителя имеет значение не только его содержание, но и форма: если ученик поднимает руку и ждёт разрешения, то его оценят иначе, чем если он этого не сделает.

    Власть. Школа - это «место, где все происходит не потому, что учащиеся этого хотят, а потому, что для этого пришло время». Ученики вынуждены смириться с тем, что им постоянно приходится заниматься теми вещами, которыми в ином случае они бы никогда заниматься не стали, - и прерывать свои занятия, когда их интерес только начал разгораться. В отношении власти школа напоминает психиатрические больницы или казармы: присутствие ученика в классе и его поведение - предмет жесткого контроля.

Если официальная школьная программа направлена в первую очередь на передачу определённого корпуса знаний, то её скрытая часть формирует личностные качества ученика. Школьник учится ждать, отказываться от собственных интересов, сдерживать импульсивное поведение и привыкает к постоянному оцениванию со стороны.

Он адаптируется к требованиям школы как социального института, что в будущем пригодится ему даже больше, чем все факты из учебников.

Как делать работу учителя хорошо и что этому мешает

В целом яркие индивидуальности и их опыт очень нужны профессии, но, как заметил Дж. Дьюи, «успехи таких людей, как правило, рождаются и умирают вместе с ними, а их благотворное влияние распространяется только на тех учащихся, которые имеют счастье непосредственно взаимодействовать с талантливыми учителями…

Единственный способ предотвратить утрату их опыта - его анализ, чтобы то особенное, что талантливый учитель делает интуитивно, могло быть использовано и другими в своей практике»

Значительная часть книги посвящена работе учителя. Джексон провёл около 50 интервью с преподавателями средних классов, которые считались выдающимися учителями, и проанализировал их опыт.

Здесь среди ключевых принципов преподавательской работы он выделил безотлагательность , неформальность , самостоятельность и индивидуальность .

1. Почти никто из учителей не упоминал объективные показатели успеваемости в качестве своего ориентира: для них куда важнее их энтузиазм и вовлечённость учеников. Главное удовольствие, которое заставляет учителя снова и снова приходить в школу - это моменты, когда ученик внезапно что-то понимает, «раскрывается» - а это нельзя спланировать заранее и оценить с помощью тестов.

2. Факторы, которые мешают работе учителя - это негибкая учебная программа и вмешательство администрации в жизнь класса. Учитель готов основываться на сторонних рекомендациях и методиках, но они должны оставлять пространство для импровизации.

У меня есть друзья, работающие в других школах, и они должны представлять учебные планы на неделю или на месяц вперед. По-моему, это глупость. Так не учат. Если происходит что-то интересное, например, бабочка влетает в окно, мы говорим об этом. Я действительно составляю план урока каждую неделю и в понедельник утром я его придерживаюсь, с девяти часов до десяти примерно, но уже к десяти я обычно отхожу от него.

3. Учитель всегда в движении: он должен быстро реагировать на ситуацию в классе, которая меняется почти ежесекундно. Он управляет вниманием 25-30 учеников и каждый час совершает с ними около 200–300 взаимодействий. Учителю не нужны глубокие объяснения того, почему один ученик вовлечён в работу, а другой к ней равнодушен: он вынужден действовать интуитивно, не полагаясь на рациональные рассуждения.

Хорошие преподаватели в своей работе основываются в первую очередь на чувствах, а не на анализе причинно-следственных связей и чётком регламенте. Это объясняет, почему педагогические и психологические концепции, как и планы реформаторов, часто так далеки от реальной жизни. Учителю просто не хватает на всё это времени, он работает по другим принципам.

Не случайно учителя обычно относятся со скептицизмом ко всем нововведениям. Интересно, например, что никому из опрошенных преподавателей не пришлась по вкусу идея о сокращении количества учеников: в классе должно быть не меньше 10, но и не больше 30 человек - иначе уйдёт всё воодушевление.

Джексон в своей книге не критикует школьную систему и не призывает её реформировать. Толпа , похвала и власть для него - те элементы, без которых от школы ничего не останется. Их просто нельзя устранить.

Нужно понять образовательный процесс, прежде чем пытаться изменить его. «Жизнь в классе», впервые опубликованная ещё в 1968 году, для многих исследователей образования стала указателем, возвращающим от теоретических дискуссий к эмоциональному и психологическому опыту живых людей, ежедневно наполняющих школьные классы и коридоры.

Книга Джексона помогает по-новому взглянуть на школу, увидеть за ежедневной рутиной и официальными декларациями что-то более глубокое и важное.

В этом кратком обзоре мы обратили внимание только на ключевые положения «Жизни в классе». О взаимосвязи между успеваемостью и личной удовлетворённостью ученика и о том, как распределяется внимание класса в течение дня, можно прочитать в других частях этой работы.

Благодарим издательство Высшей школы экономики за предоставленную копию книги.

Номинация «Проза» - 12- 16 лет

Об авторе

Ксении 15 лет, она ученица 9 класса МОУ СОШ № 2 города Красноуфимска Свердловской области.

Ксюша с 207 года активно участвует в создании школьной газеты «Большие надежды», мечтает стать журналистом.

Моя школьная жизнь

«Школа… школа - ваш второй дом!» - разве не это всегда неустанно повторяли нам в первом классе учителя, чтобы заставить-таки нас, первоклассников, дойти до мусорного ведра, а не разбрасывать мусор где попало!?

Да, именно так всё и было. Помню, впервые эти слова я услышала от Надежды Александровны, необыкновенно мудрого и доброго человека, и невольно улыбнулась (причём здесь дом-то?), ведь одно дело - не мусорить (мусорить вообще нигде не надо!), другое дело - всплывающая в памяти неубранная постель и куча домашних забот… Что может быть комичнее!?

Однако время меняется, и я меняюсь вместе с ним. Из маленькой и очень стеснительной первоклассницы с двумя коротенькими косичками я превратилась в подростка, ясно осознающего смыл когда-то сказанных слов моим любимым учителем… Теперь я понимаю: лучшее, что есть в моей жизни на данный момент - это школа, моя любимая школа!

В школе вовсе не главное, что каждый день Катя посвящает меня в свои замыслы, дела и просто рассказывает какие-то смешные истории, происшедшие с ней за долгий вечер, или то, что я знаю: дважды два - четыре. Главным же является то, что узнавая это, я познаю мир, набираюсь знаний, то есть живу!

Именно школьная жизнь наполняет мир красками. В школе мне не бывает скучно, ведь вокруг столько интересных занятий! Например, наша школьная газета «Большие надежды», которой я занимаюсь в свободное от учёбы время: пишу статьи или какие-нибудь заметки, размещаю материал по страничкам и распечатываю готовые экземпляры (это моя обязанность, ведь я являюсь выпускающим редактором газеты). А также я не прочь поучаствовать в различных конкурсах, мероприятия и олимпиадах любого характера (люблю как химию, русский язык, так и физкультуру!).

Но помимо всего прочего, есть в школе необыкновенные минуты, которые я люблю больше всего, и я говорю вовсе не о перемене, как подумали бы многие мои сверстники, а о тех сорока минутах, когда мозг так активно работает, что весь оставшийся день я не могу забыть о том уравнении по алгебре, которое решилось сначала у Димы, и лишь потом у меня…

Именно на уроках происходит всё самое интересное! Чего только стоит один полувзгляд Ольги Васильевны, от которого в классе становится невообразимо тихо, или её намёк по поводу нашего внешнего вида (на следующий день все как на подбор: белый верх, чёрный низ!). Тут же вспоминается выражение лица Алексея Владимировича, от которого хочется сдать-таки норматив по бегу на пять с плюсом. А Людмила Георгиевна так называет по имени, что хоть и знаешь эту тему на зубок, мурашки по телу бегать начинают…

Учителя… такие разные, но каждый хорош по-своему, а ведь они сопровождают нас довольно долго (почему я не задумывалась об этом раньше!?) и учат в большинстве случаев и не только предметам, которые они преподают, они учат нас жизни, приводя в пример всегда что-то светлое и доброе. По-моему, эти люди - герои. Они не только воспитывают нас, берут ответственность на себя и помогают нам, часто они даже ничего не получают взамен от нас, детей, которых они вырастили (ни хорошего отношения, ни благодарности за их кропотливый труд), хотя они, несомненно, этого заслуживают! Как можно плохо относиться к людям, которые искренне радуются нашим победам и успехам, так переживают за нас во время каких-либо невзгод и неудач!? (Вопрос, конечно, риторический и не имеет точного ответа, но всё же я думаю, что об этом нужно задумываться!)

Наверное, этих людей я не смогу забыть никогда… И, возможно, так же, как и сейчас выпускники нашей школы, буду приходить снова и снова в школу, бродить по её коридорам, вспоминать лучшие годы своей жизни, проведённые в этих стенах, навещать любимых учителей… Уже сейчас я не хочу покидать школу, хотя в запасе у меня ещё есть три долгих года, за которые, может быть, что-то и поменяется в моём сознании, но эти мысли всегда будут жить в моей голове (я уверена в этом!).

Но пока я продолжаю учиться, и время идёт своим чередом. Каждый день приносит свои радости и разочарования...

А как известно, разочарования довольно часто приходят именно в моменты общения с друзьями, в частности, с одноклассниками... Наш 8 «В» - это просто «букет» настолько необычных, неординарных и просто очень не похожих друг на друга людей, что нередко у нас случаются различные перепалки (в общем-то, даже совсем пустяковые!), от которых мы долго ещё не можем прийти в себя.

Перепалки эти случаются как на учебной почве («Ксюшка, ты сегодня такая хорошая... Дай мне тетрадку по русскому!!»), так и в наших взаимоотношениях («Эй, может хватит меня перебивать! С тобой невозможно разговаривать!!!»), а также в организационных моментах («Ксюша, я не буду участвовать в этом конкурсе, даже не уговаривай! Если тебе так надо, участвуй в нём сама!»).

Но сколько бы мы ни ссорились и как долго бы после этого ни «играли в молчанку», мы - одна, хоть и не очень большая (нас то семнадцать, то шестнадцать, сейчас двадцать, но думаю, это не надолго), но дружная семья, мы - класс! Несмотря ни на что мы любим, уважаем и ценим друг друга. И я даже не сомневаюсь, что если буду идти с тяжёлой книгой по коридору, мне обязательно предложит донести книгу Понкратов или Женька Шубин, увидев меня, поспешит открыть дверь (Ну а я, конечно же, в долгу не останусь и всё-таки дам долгожданную тетрадь по русскому языку!).

По моему мнению, с каждым днём этих ссор становится всё меньше и меньше. Наверное, потому, что мы уже достаточно взрослые и понимаем многие вещи, которых не понимали раньше, а также и от того, что мы смирились с вредными и привычками друг друга (Настя шутит без конца, и даже в те моменты, когда это совсем не нужно; Артём со всеми спорит по поводу и без повода; я же люблю всем помогать и всё объяснять, но иногда перебарщиваю, и получается немного поучающе!) и уже не обращаем на них внимание.

Нередко мы работаем сплочённым коллективом, участвуя в различных спортивных мероприятиях (по большей мере в баскетболе, с некоторыми же школьными предметами наш класс не особо дружит!), в соревнованиях между классами (бывает, даже выигрываем!). Если предоставляется возможность принести макулатуру, мы несём, причем так, что у нас и рук не хватает, чтобы её донести. К тому же, наш класс углубленно изучает биологию, географию и химию, в которых мы заметно преуспеваем.

Всё это нравится мне в нашем классе: и редкие ссоры, и смешки по пустякам, и серьёзность в нужных моментах - и ни секундочку, проведённую в нашем классе, я ни за что не променяю на минуту в другом! И как говорят в заставке не самой интересной мне, но очень знаменитой передаче «Наша Раша»: «И всё-таки он наш, наш 8 «В» класс».

Однако, наш класс - не единственный яркий класс во всей школе, вы так не думайте. Именно наша школа славится в городе своими спортсменами, творческими и умными учениками (к некоторым из них я отношусь!). Ежегодно наша школа доказывает, что хоть она и является «школой № 2», она вовсе и не бывает второй на соревнованиях и олимпиадах, а как раз-таки наоборот - первой, она - лучшая!

Я горжусь своей школой, тем, что я учусь именно в ней и являюсь одной из её маленьких частичек (надеюсь, одной из хоть немного важных частичек в этом большом механизме!). Я горжусь учениками нашей школы, которые привносят свой вклад в ее победы; учениками, которые помогают школе развиваться и покорять всё новые и новые вершины! Я горжусь достойными учителями, без которых наша школа и не была бы такой!

«Где учится твоя дочь?» - часто спрашивают мою маму её знакомые и подруги.

«В школе №2» - отвечает растерянная мама.

За этим следует восторженный, но совсем немногословный ответ маминого собеседника:

«Ууу…»…

И я рада, что вкладываю свои силы в то, чтобы возглас «Ууу...» оставался восторженным.

Это подтверждает в очередной раз, что наша школа - самая-самая лучшая и жизнь в ней тоже просто превосходна! Я люблю свою школу (очень-очень)! Люблю находиться в любимой суете любимых дел, ведь это целый мир…Наш мир, созданный только для учеников и их учителей. Учит, воспитывает и даже наказывает (разумеется, я имею в виду редко попадающиеся двойки!) - вот она, современная школа!

Это и есть моя очень интересная, сложная, но увлекательная и яркая школьная жизнь.

Моя школьная жизнь началась второго сентября в первом классе. Вернее, она у большинства так началась. Просто я этот день сильно запомнил. Первого числа мы с мамой пришли на линейку. У меня были цветы, и мама сказала, что их надо подарить учительнице. Была линейка, директор много говорила в микрофон. Потом один здоровый одиннадцатиклассник схватил Таню из нашего класса и начал носить по школьному двору. А она звенела в колокольчик. Это я потом уже узнал, что она Таня, и что из нашего класса, тогда ещё не знал. После этого я подарил учительницы цветы, и мы пошли домой. Второго сентября мы с мамой снова отправились в школу. Она завела меня в кабинет для первого класса. Я думал, что сейчас снова будет какое-то представление, как вчера.

Немного побудем, и пойдём домой. Но мама ушла без меня. А у меня началась школьная жизнь.

В тот день, второго сентября в первом классе, мне было очень грустно. Я не рассчитывал, что мама уйдёт, а я останусь учиться. Поэтому я таким запомнил начало школьной жизни. Но это было только первое впечатления. Потом оказалось, что всё совсем по-другому. Вот, например, Серёга, мой сосед по парте. Мы с ним только в школе познакомились. А какие мы теперь друзья! В школу – вместе, из школы – вместе, в школе – опять вместе. Преподаватель физкультуры предложил нам в лыжную секцию ходить. Уже даже на соревнованиях от нашей школы были. Призовое место у нашей школьной команды. Мне нравятся ещё разные внеклассные мероприятия. Например, у нас в школе раз в год проходит «день здоровья». Уроков в этот день нет ни у кого. Большинство бегают кросс, а самые маленькие – в школьном дворе кувыркаются. Для меня интересно пробежать кросс. Пробежал – и домашних заданий нет. Для некоторых учеников это чёрный день в жизни. Потому что после кросса они с ног валятся. Но ничего страшного. Иногда пробежка не помешает.

Но в целом, мы в школе, конечно учимся. Это прежде всего. Некоторые уроки скучноватые, а другие мне нравятся. Особенно, если преподаватель объясняет понятно и интересно. Но любые предметы в школе могут пригодиться для взрослой жизни. Я это понимаю. И хотя часто ленюсь, но в целом стараюсь. Действительно, ведь в школе я узнал столько нового и интересного. Учась в школе можно много осмыслить и сделать выбор в отношении взрослой жизни. К примеру, выбрать будущую специальность. И исходя из этого уже можно определить, куда пойти учиться дальше.

Никто не знает, как сложится наша жизнь дальше. Но я бы хотел, чтобы мы как одноклассники и впредь шли вместе по жизни. Ведь за школьные годы мы очень сильно сдружились. Наша школьная жизнь объединила нас. Спасибо нашим учителям, что готовы были терпеть наше не всегда примерное поведение. Что готовы были тратить время на то, чтобы после уроков помогать выполнять домашнее задание. Раньше я думал, что учителя мучают нас. А теперь понимаю, какой подвиг они совершают каждый день. У нас школьная жизнь закончится. А у них будет продолжатся. Только уже с другими учениками.

>Сочинения по темам

Школьная жизнь

Каждый день я, как и многие мои сверстники, хожу в школе. Посещение гимназии складывается для нас не только из присутствия на уроках, ответов у доски или написания контрольных работ, но и из веселого общения с друзьями.

Школьная жизнь - это целый мир, который окружает учеников. Порой он непонятен не только нашим родителям, но даже и учителям, которые, казалось бы, находятся в нем вместе с нами, но все равно по-другому смотрят на многие вещи.

Каждое утро я собираю свой рюкзак и отправляюсь на занятия. Как только я захожу в свою гимназию, слышу шум детских голосов и приветственные возгласы своих друзей, то я сразу же с удовольствием погружаюсь в эту атмосферу.­

Самым сложным предметом для меня и для моих одноклассников является химия. Приходя на этот урок, мы знаем, что строгий учитель Николай Петрович обязательно вызовет кого-то к доске и потому как можно ниже опускаем свои головы, стараясь не встретиться взглядом с педагогом. Страх сменяется радостным облегчением, когда отвечать приходится кому-то другому.

Долгожданная перемена. Это лучшее время для того чтобы рассказать товарищам о том, какой замечательный фильм я посмотрел вчера в кинотеатре или похвастаться новым гаджетом.­

Не успев закончить свой рассказ, я обычно продолжаю его и на других уроках. Учителя делают мне замечания, и я искренне пытаюсь сосредоточиться на предмете, но я так соскучился по своим друзьям, что просто не могу удержаться от разговоров с ними.

Уроки физкультуры, посещение школьной столовой, концерты в актовом зале - все это тоже является неотъемлемой частью нашей школьной жизни. В такие моменты можно действительно расслабиться, вволю повеселиться и снять накопившееся напряжение.

Вот в таком замечательном мире я нахожусь практически каждый день. Я очень люблю свою гимназию и своих друзей и, надеюсь, учителя простят мне то, что иногда я бываю не слишком усидчивым.

Школьная жизнь

Социальные нормы

В обществе действуют многочисленные правила, определяющие поведение человека в разных ситуациях. Эти правила принято называть социальными нормами. Они выработаны многими поколениями людей. Это и нормы вежливости, и принятые формы поведения в общественных местах, и система армейской дисциплины. Многие из этих норм давно потеряли свой первоначальный смысл. Их сегодняшний смысл в другом: когда человек их выполняет, то это демонстрирует его приверженность обществу в целом, готовность следовать его требованиям. Если кто-то, заходя в комнату, не здоровается, то он никому не наносит этим физического ущерба, однако этим он показывает, что не считается с людьми, с обществом.

Школа – это не только уроки. Это новый для ребенка способ жизни, когда все твое поведение должно подчиняться строгой системе правил. Во время урока нужно спокойно сидеть за столом и слушать учителя. Нельзя взять и выйти из класса, даже если тебе стало совсем скучно. Если хочешь что-то сказать, надо поднимать руку.

Правила в школе совсем не таковы, как в детском саду. Там они служили для удобства воспитательницы и именно поэтому их смысл был хорошо понятен детям. Здесь это всеобщие правила школьной жизни, социальные нормы, определяющие поведение ученика. Соблюдать их надо не потому, что их нарушение кому-то помешает, а потому, что так полагается в школе. Приспособление к этим правилам – первый опыт вхождения ребенка в общество. В дальнейшем ему постоянно придется сталкиваться с подобными правилами. Умение подчинять им свое поведение впервые рождается именно на начальном этапе школьного обучения.

В некоторых американских школах ученикам разрешают сидеть, положив ноги на стол. Можно ли разрешить это и в российской школе? Конечно, нет. Ребенок должен научиться соблюдать нормы того общества, в котором он живет. В американской культуре класть ноги на стол принято, в российской – нет.

Первая учительница

Учительница – первый «полномочный представитель» общества, которого ребенок встречает в своей жизни. Наверное, у многих читателей после этого утверждения возникнет естественный вопрос: «А если ребенок ходил в детский сад? Там уже был такой представитель – воспитательница».

Однако давайте зададимся вопросом: на кого должна быть похожа хорошая воспитательница? Конечно, на маму! Ее роль – в том, чтобы замещать маму, а не в том, чтобы представлять общество. Какой она должна быть? В первую очередь – доброй. А учительница? В первую очередь – справедливой. И она вовсе не должна походить на маму, которая хвалит своего ребенка независимо от того, выполнил ли он учебное задание, научился ли считать до десяти и сумел ли прочитать наизусть стихотворение.

Школьный класс

Школьный класс – первая для ребенка социальная группа, то есть группа людей, занятых общей деятельностью. В данном случае, эта деятельность – учеба. Младшие школьники (в отличие от детей постарше) склонны принимать оценки учителя. Поэтому от учительской оценки (в первую очередь – от успешности в учебе) зависит престиж ребенка в классе, отношение к нему других детей.

Школа – первая для ребенка модель общества. Школьные правила – модель социальных норм. Отношения с учительницей – модель последующих отношений с руководителями, начальниками, представителями власти. Отношения с одноклассниками – модель последующих отношений с коллегами, сотрудниками, друзьями.

Первая учительница = первая любовь

Для младшего школьника учительница – это первый в его жизни «полномочный представитель» общества. Этим и объясняется совершенно особое отношение к ней многих детей: любовь, доходящая до обожания, уважение, доходящее до почитания, восхищение, доходящее до преклонения. Все это особенно заметно в первом классе; уже ко второму оценки становятся более трезвыми. Конечно, так относятся к своей первой учительнице не все дети, но очень многие из них. Для благоприятного вхождения ребенка в общество такое отношение имеет большое значение. Те дети, у которых оно отсутствовало, впоследствии обычно испытывают серьезные трудности в своем общении с социальной действительностью. Это естественно: ведь их первое столкновение с нею оказалось неудачным.

Если учительница не права

Сохранение авторитета учительницы в глазах ребенка важно не для нее и не для школы. Оно важно для нормального детского развития. Но что делать в том случае, если сама учительница не соответствует своей высокой роли? К сожалению, такое случается. Встречается пристрастное отношение к детям, когда одних любят, а других недолюбливают по причинам, совершенно не относящимся к ним самим. Встречается использование «непедагогичных» мер воздействия (крик, ругань и т.п.). Одной учительнице не хватает профессионализма, у другой расшатаны нервы и она «срывается», третья откровенно халтурит. Во всех этих случаях выход один: дать ребенку понять, что в данном конкретном случае действия учительницы не совсем правильны, но не допускать того, чтобы к ней в целом сложилось отрицательное отношение.

То, чего нельзя говорить ни при каких обстоятельствах:

То, что можно сказать ребенку в самом крайнем случае:

Учительница тебя не любит.

Если учительница ругает тебя чаще других, хотя вы ведете себя одинаково, то, значит, она боится, что ты слишком быстро забудешь то, что она сказала.

Учительница несправедливо ставит отметки.

Отметка ставится не только за результат, но и за то, как ученик работал. Наверное, учительница решила, что, если бы ты не ленился, то сделал бы работу лучше.

Ваша учительница – глупая.

Любой человек иногда может чего-то не заметить или что-то забыть.

Не надо выполнять требование учительницы, оно ошибочно.

Возможно, в этот раз учительница случайно ошиблась. Такое иногда бывает.

Учительница не имела права так поступать.

Мы с тобой не знаем, почему учительница так поступила, и давай лучше не будем обсуждать этот поступок.

Конечно, это – только отдельные примеры. И вовсе не предлагается вам заучивать их и воспроизводить дословно. Важно лишь выдержать общий принцип, включающий три основных условия:

1. Нельзя допустить, чтобы действия учительницы или ваше обсуждение их с ребенком привело к падению его самооценки, к формированию у него представления о том, что он «плохой», «глупый» или вообще «не такой, как надо».

2. Нужно поддерживать у ребенка правильные представления о справедливости, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Если вы уверены в том, что учительница поступает плохо, то нужно сделать так, чтобы ребенок не воспринял такие поступки как образец для собственного поведения.




Copyright © 2024 Школа и образование.