Государственная дума в системе власти российской империи. Государственная дума российской империи

Государственная дума как представительное законосовещательное учреждение Российской империи была создана согласно Манифесту императора Николая II от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы».

В ходе октябрьской политической стачки Николаем II был издан Манифест 17 (30) октября 1905 г. , в соответствии с которым Государственная дума получила законодательные права. «Положение о выборах в Государственную думу» и избирательный закон 11 (24) декабря 1905 г. определили задачи и условия работы Думы, а также порядок проведения выборов в неё.

К предмету ведения Государственной думы были отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов и штатов; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений; дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, о постройке казённых железных дорог, об учреждении компаний на акциях; дела, вносимые на рассмотрение Государственной думы высочайшими повелениями; сметы и раскладки земских повинностей. Государственная дума могла обращаться с запросами к министрам по поводу действий, которые сочтёт незаконными.

Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Избирательных прав были лишены женщины, военные, городская беднота. Выборы проводились по куриальной системе, для чего были созданы четыре курии: землевладельческая, городская, рабочая и крестьянская. На выборах, которые проходили в феврале - марте 1906 г., наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты) .

27 апреля (10 мая) 1906 г. в Петербурге в Тронном зале Зимнего дворца состоялся торжественный приём депутатов I -ой Государственной думы Российской империи. После приветственной речи императора Николая II депутаты отправились в Таврический дворец, ставший местом их работы. Председателем Думы был избран кадет С. А. Муромцев .

I Государственная дума Российской империи проработала 72 дня. Центральным вопросом был аграрный: депутаты предложили несколько проектов, но все они были отклонены Советом министров как «безусловно недопустимые».

В целом за 2,5 месяца работы Думой был принят 391 запрос о незаконных действиях правительства и одобрено два законопроекта: об отмене смертной казни (он был инициирован депутатами) и об ассигновании 15 млн. рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством. 8 июля 1906 г. правительство приняло решение о роспуске Думы и о проведении новых выборов.

Всего за 11 лет состоялись выборы четырёх созывов Государственной думы Российской империи. 6 (19) октября 1917 г. Государственная дума четвёртого созыва была распущена Временным правительством в связи с назначением выборов в Учредительное собрание на 12 (25) ноября и началом избирательной кампании.

Лит.: Государственная дума Российской империи 1906-1917 гг. [Электронный ресурс] // Томская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина. Б. д. URL : http:// tomskhistory. lib. tomsk. ru/ page. php? id=1154 ; Демин В. А. Государственная Дума России, 1906-1917: механизм функционирования. М., 1996; Смирнов А. Ф. Государственная Дума Российской Империи, 1906-1917: Ист.-прав. очерк. М., 1998; Цитрон А. 72 дня первого русского парламента. СПб., 1906.

Конспект по истории России

В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.

Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.

Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.

Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.

Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы :

1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос : о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой.

Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы : многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы).

Во всех четырех думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления. В целом работа Государственной Думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.

Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом об учреждении Государственной Думы и законом о создании Государственной Думы, изданными 6 августа 1905 года. Николай II под давлением либерального крыла правительства в лице, главным образом, его премьера С.Ю. Витте решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо говорится в указанном Манифесте: "Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов".

Как видно из Манифеста, первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа.

Манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка" существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с подъемом революционных настроений в обществе. При этом полновластие царя, т.е. самодержавный характер его власти, сохранялся.

Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. Сами выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90 тысяч), не прямыми - двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными.

Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

23 апреля 1906 года Николай II утвердил свод Основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности, предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего российского парламента. Главным из них было то, что законы подлежали утверждению царем. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство.

Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в свод Основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы проводить законы, которые Дума наверняка не приняла бы.

Поэтому Думы, за исключением третьей, фактически функционировали лишь по нескольку месяцев.

Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий.

Ее самой многочисленной фракцией были кадеты - 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы - 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных - 105. Внушительную фракцию составляли представители аграрной трудовой партии России, или, как они тогда назывались, "трудовики". Фракция насчитывала в своих рядах 97 депутатов, и эту квоту практически сохранила все созывы.

Председателем первой Думы был избран кадет С.А. Муромцев, профессор Петербургского университета.

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. Это проявилось с первых дней работы российского парламента. В ответ на тронную речь царя 5 мая 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель и т.д.

Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отмел все требования Думы. Последняя в свою очередь провела резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. Вообще за 72 дня своей работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В конце концов она была распущена царем, войдя в историю как "Дума народного гнева".

Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года, председателем которой был Головин Федор Александрович. Также состоялась одна сессия. По составу депутатов она была значительно левее первой, хотя по замыслу царской администрации должна была быть более правой.

Характерно, что большинство заседаний первой Думы и второй Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы с правительством в ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительств, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете подобные конфликты стали одной из причин того, что 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена.

В результате введения нового избирательного закона была создана третья Дума. В ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников, в том числе крайне правых экстремистов типа В.М. Пуришкевича, заявившего с думской трибуны: "Правее меня - только стена!".

Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.

Эта Дума была значительно реакционнее двух предыдущих. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7, польская - 11.

Председателем Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А.И. Гучков, человек отчаянной храбрости, воевавший в англо-бурской войне, где прославился бесшабашностью и геройством.

Несмотря на свое долгожительство, третья Дума с первых же месяцев образования не выходила из кризисов. Острые конфликты возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по извечно не решенному в России крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к национальным окраинам, а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус и в те времена. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

Интересный опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек.

Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось, по существу, вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

Четвертая, последняя в истории самодержавной России, Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период - канун мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий. По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей, разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.

Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист М.В. Родзянко.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала Дума недолго.16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.

Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом "частных совещаний". Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно.6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы.

Вывод: Чему учит опыт деятельности Государственной Думы? Анализ свидетельствует: до сих пор весьма актуальны по крайней мере два урока ее существования.

Урок первый. Парламентаризм в России был "нежеланным ребенком" для правящих кругов. Его становление и развитие происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти.

Урок второй. В ходе становления российского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями в деятельности властей, который не по-хозяйски забывать и сегодня.

Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти дома Романовых. Она уделяла огромное внимание сирым и обездоленным, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Ею, в частности, разработано и принято одно из самых передовых в Европе фабрично-заводское законодательство.

Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Она довольно задиристо настаивала на выделении средств на строительство школ, больниц, домов призрения, церковных храмов. Особое место уделяла делам религиозных конфессий, развитию культурно-национальных автономий, защите инородцев от произвола центральных и местных чиновников. Наконец, существенное место в работе Думы занимали внешнеполитические проблемы. Думцы постоянно бомбардировали российский МИД, другие инстанции запросами, реляциями, указаниями, формировали общественное мнение.

Крупнейшей заслугой Думы явилась безоговорочная поддержка кредитования на модернизацию потерпевшей поражение в войне с Японией русской армии, восстановление Тихоокеанского флота, строительство по самым передовым технологиям кораблей на Балтике и Черном море. С 1907 по 1912 год Дума санкционировала увеличение военных расходов на 51 процент.

Есть, конечно, и пассив, причем немалый. Несмотря на все старания трудовиков, постоянно будировавших в Думе аграрный вопрос, решить его она оказалась бессильна: слишком велика была помещичья оппозиция, да и среди депутатов присутствовало немало таких, кто, мягко говоря, не был заинтересован в его решении в пользу малоземельного крестьянства.

Опыт парламентаризма в царской России необычайно актуален. Он учит нынешних парламентариев боевитости, умению отстаивать народные интересы в условиях жесткого давления исполнительной власти, острой борьбе, изобретательности в формах деятельности депутатского корпуса, высокому профессионализму и активности.

Введение конституционного строя и, соответственно, создание представительных учреждений было боевым лозунгом политической оппозиции в России на протяжении всего ХIХ в. Неоднократно учреждение выборных законодательных или, по крайней мере, законосовещательных учреждений входило и в намерения правительства. О введении конституции всерьез думал Александр I, но в 1819 г. окончательно отказался от этого намерения. Реформы 1860-70-х гг., создавшие выборные органы земского и городского самоуправления, оживили надежды на «увенчание здания» реформ в виде конституции. Указ, практически означавший создание выборных законосовещательных учреждений, подписал накануне своей гибели Александр II, но после террористического акта 1 марта 1881 г. этот указ был отменен. Некоторое время (в 1883 г.) подумывал о созыве законосовещательного земского собора и Александр III, но вскоре перешел к политике контрреформ и консервации самодержавия. Его наследник Николай II в одной из первых своих публичных речей назвал конституционные надежды земской оппозиции «бессмысленными мечтаниями». В сознании членов императорской фамилии, высшей бюрократии, большей части офицерского корпуса и чиновничества, а также в консервативно настроенной части общества утвердилось убеждение в необходимости для России самодержавия. Вступая на престол, российские монархи давали присягу в сохранении незыблемости самодержавной власти, которую они должны были передать своим наследникам.
Только революционные события 1905 г. и тяжелые поражения в ходе Русско-японской войны заставили Николая II и наиболее прагматичных государственных деятелей вступить на путь коренных преобразований государственного строя. 6 августа 1905 г. был обнародован Манифест об учреждении нового выборного высшего законосовещательного учреждения - Государственной Думы. Но эта Дума (вошедшая в историю под названием «булыгинской» по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г.Булыгина) так никогда и не была созвана. Под напором революционных событий, приведших в октябре 1905 г. к всеобщей политической забастовке, правительству пришлось пойти на дальнейшие уступки. 17 октября 1905 г. был подписан Манифест, в котором провозглашалось предоставление населению России основных политических свобод и превращение Думы в законодательное учреждение. 3-й пункт Манифеста устанавливал «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы». 11 декабря того же года был принят закон, расширявший избирательные права горожан и предусматривавший представительство в Думе от рабочих.
20 февраля 1906 г. была утверждена новая редакция Основных законов Российской империи. Отныне Государственный совет становился из законосовещательного законодательным учреждением - «верхней палатой российского парламента». Половина членов Государственного совета по-прежнему назначалась императором, а половина избиралась губернскими земствами, губернскими дворянскими обществами, торгово-промышленными организациями, а также университетами и Академией наук. Три члена Государственного совета от Православной церкви назначались Синодом.

По Основным законам 20 февраля 1906 г. и Дума, и Государственный совет обладали лишь законодательными полномочиями. Исполнительная власть им не подчинялась. Назначать и увольнять министров мог только император. Такой государственный строй некоторые историки называют «дуалистической монархией», а Готский альманах определял как «самодержавие с Государственной Думой». Но хотя министр финансов (В.Н.Коковцов, в 1907 г.) и заявлял с думской трибуны, что «у нас, слава Богу, нет еще парламента», государственный строй Российской империи отныне включал такой неотъемлемый признак конституционализма, как невозможность помимо народного представительства принять новый закон и, главное, расходовать бюджетные средства. Другое дело, что Николай II и близкие к нему придворные круги так до конца и не смогли примириться с необходимостью как-то ограничивать свою власть и относились к Думе крайне подозрительно, а значительная часть Думы находилась в непримиримой оппозиции к верховной власти и правительству.
Ст. 87 Основных законов позволяла Совету министров в перерывах между сессиями Думы в неотложных случаях представлять непосредственно императору на утверждение указы. Но эти указы не могли вносить изменений ни в Основные государственные законы, ни в учреждения Государственного совета или Государственной Думы, ни в постановления о выборах в Государственный совет или в Думу. Действие этих указов прекращалось, если в течение двух месяцев после возобновления работы Думы соответствующий законопроект не вносился в Думу или если он был отвергнут Думой или Государственным советом.
Состав Думы определялся в 524 члена. Выборы не были ни всеобщими, ни равными. Избирательными правами обладали российские подданные мужского пола, достигшие 25 лет и соответствующие ряду сословно-имущественных требований. К выборам не допускались студенты, военнослужащие и лица, находившиеся под судом или осужденные.
Выборы производились в несколько этапов, по куриям, образованным по сословно-имущественному принципу: землевладельцев, крестьян и городской курии. Выборщики от курий образовывали губернские собрания, которые и избирали депутатов. Наиболее крупные города имели отдельное представительство. Выборы на окраинах империи производились по куриям, образованным главным образом по вероисповедно-национальному принципу с предоставлением преимуществ русскому населению. Так называемые «бродячие инородцы» были вообще лишены избирательного права. К тому же представительство окраин было понижено. Была образована также отдельная рабочая курия, которая избирала 14 депутатов Думы. В 1906 г. один выборщик приходился на 2 тыс. землевладельцев (в основном помещиков), 4 тыс. горожан, 30 тыс. крестьян и 90 тыс. рабочих.
Государственная Дума избиралась на пятилетний срок, но и до истечения этого срока могла в любой момент быть распущена указом императора. При этом император по закону был обязан одновременно назначить новые выборы в Думу и срок ее созыва. Заседания Думы могли быть также в любой момент прерваны императорским указом. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки перерыва ее занятий в течение года определялись указами императора.

I и II Думы были распущены до срока, занятия IV Думы были прерваны указом 25 февраля 1917 г. Полный срок проработала лишь III Дума.
Основой законодательной компетенции Государственной Думы служил п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г., установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г. На практике законодательная компетенция Думы неоднократно подвергалась существенным ограничениям.
К кругу ведения Государственной Думы относилось рассмотрение «предположений», требовавших издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены. Но ст. 96 Основных законов изымала из ведения Думы постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а также положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и морского ведомств, если они не касались предметов общих законов, не требовали нового расхода из казны или этот расход покрывался за счет финансовой сметы военного или морского ведомств. Все эти вопросы находились в личном ведении императора как «державного вождя российской армии и флота». А 24 сентября 1909 г. к ведению императора были отнесены «все вообще законодательные дела» по военному и морскому ведомствам, в том числе штаты, а также законодательные дела, касающиеся казначейства.
Главной компетенцией Государственной Думы была бюджетная. Рассмотрению и утверждению Думы подлежала государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, за исключением: кредитов на расходы Министерства императорского двора и состоявших в его ведении учреждений в суммах, не превышавших росписи 1905 года, и изменении этих кредитов, обусловленных «Учреждением об императорской фамилии»; кредитов на не предусмотренные сметами расходы на «экстренные в течение года надобности» (в сумме, не превышавшей росписи 1905 года); платежей по государственным долгам и другим государственным обязательствам; доходов и расходов, внесенных в проект росписи на основании действующих законов, положений, штатов, расписаний и императорских повелений, данных в порядке верховного управления.
Утверждению Думы подлежали также не предусмотренные государственной росписью неотложные расходы. Дума рассматривала отчеты Государственного контроля по исполнению государственной росписи.

Другим важным направлением деятельности Государственной Думы было законодательство по частным экономическим вопросам. Рассмотрению Думы подлежали дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требовавшие утверждения императором. Дума рассматривала законопроекты о постройке железных дорог за счет казны, об учреждении уставов акционерных компаний, требовавших изъятия из действующих законов, сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не были введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения сравнительно с определенными земскими собраниями и городскими думами размерами.
Государственная Дума должна была также рассматривать дела, вносившиеся на ее обсуждение по особым повелениям императора.
Государственная Дума обладала правом возбуждения предположений об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Основных законов, «почин пересмотра которых» принадлежал «единственно государю императору». Но реализация этого права была обусловлена соблюдением ряда сложных процедур. Предложения об издании нового закона или отмене или изменении действующего должны были подавать председателю Государственной Думы не менее 30 депутатов. Эти предложения следовало подавать в письменном виде. К ним обязательно должен был быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона, с объяснительной запиской к проекту. При соблюдении этих условий законопроект ставился на обсуждение Думы, причем о дне этого обсуждения в обязательном порядке извещались соответствующие министры. В случае согласия Государственной Думы с необходимостью издания нового закона или внесения изменений в действующий разработка законопроекта предлагалась министрам и главноуправляющим, возглавлявшим соответствующие ведомства. И лишь в случае отказа ведомства от составления законопроекта Дума образовывала из своих членов комиссию по выработке законопроекта и рассматривала его в своих заседаниях. На практике чаще всего Государственная Дума рассматривала законопроекты, представленные правительством.
Принятые Думой законопроекты направлялись в Государственный совет. В случае его отклонения Государственным советом этот же проект мог быть внесен на рассмотрение той же думской сессии, но лишь с разрешения императора. Законопроекты, одобренные Думой и Государственным советом, представлялись императору и в случае его утверждения получали силу закона. Отвергнутые императором законопроекты не могли быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии.

Реформированный Государственный совет формально обладал равными с Думой правами законодательной инициативы. Законопроекты, разработанные по инициативе Государственного совета, поступали на рассмотрение Государственной Думы и лишь после одобрения последней представлялись на высочайшее утверждение.
Другой прерогативой «российского парламента» была «возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий... властей». По фактам выявленных злоупотреблений и нарушений закона Дума имела право направлять запросы министрам и главноуправляющим. В соответствии со ст. 59 Учреждения Государственной Думы, в месячный срок со дня запроса она должна была получить разъяснения либо извещение о причинах отказа от разъяснений. Если большинством в 2/3 голосов Дума признавала полученные разъяснения неудовлетворительными, дело представлялось императору. Но думские запросы также были обставлены рядом формальностей. Запрос должен был быть подписан не менее чем 30 депутатами. Если большинство членов Думы отказывалось признать запрос спешным, он передавался для предварительного рассмотрения в специальную комиссию. Если оппозиционно настроенные I и II Думы постоянно досаждали министрам своими запросами, то в III и IV Думах возможность оппозиции направить запрос часто встречала существенные затруднения, обусловленные сложностью процедуры.
Государственная Дума имела также право обращаться к главам ведомств за разъяснениями по рассматриваемым ею делам. Все разъяснения министры могли давать как лично, так и через своих товарищей или руководителей центральных подразделений (департаментов, главных управлений и т.п.) данного ведомства. Разъяснения представлялись в устной форме во время заседаний Думы.
Министры имели право выступать в заседаниях Думы каждый раз, когда они изъявляли такое желание, и присутствовать на всех думских заседаниях.
Первые выборы в Государственную Думу прошли в обстановке продолжающегося революционного подъема и высокой гражданской активности населения. Впервые в истории России появились легальные политические партии, стала проводиться открытая политическая агитация. Эти выборы принесли убедительную победу кадетам - Партии народной свободы, наиболее организованной и включившей в свой состав цвет российской интеллигенции. Крайне левые партии (большевики и эсеры) выборы бойкотировали. Часть крестьянских депутатов и радикально настроенных интеллигентов образовали в Думе «трудовую группу». Умеренные депутаты образовали фракцию «мирного обновления», но их было ненамного более 5% от общего состава Думы. Правые оказались в I Думе в меньшинстве.
Государственная Дума открылась 27 апреля 1906 г. Председателем Думы был практически единогласно избран С.А.Муромцев, профессор, видный юрист, представитель кадетской партии.

С первых же шагов Дума встала в позицию резкой конфронтации с правительством, а правительство не считало возможным работать с Думой, где оппозиция располагала внушительным большинством. В свой адрес императору Дума включила требование всеобщей политической амнистии, но император отказался принять делегацию Думы. Дума стремилась к расширению своих полномочий («Исполнительная власть да покорится власти законодательной», - сказал депутат Думы кадет В.Д.Набоков). Правительство внесло в Думу несколько законопроектов по явно второстепенным вопросам, что вызвало отрицательную реакцию депутатов. В то же время законопроект Министерства финансов о сверхсметном ассигновании 50 млн. рублей на помощь голодающим был Думой изменен: выделили лишь 15 млн. с тем, чтобы правительство в случае необходимости вновь обратилось к Думе, а перед этим за месяц пересмотрело всю расходную часть бюджета 1906 г. Это был единственный законопроект, прошедший через Думу и получивший в установленном порядке силу закона. А принятый по инициативе Думы законопроект об отмене смертной казни пролежал более 7 месяцев в Государственном совете, который в итоге отказался его рассматривать под предлогом, что принявшая его Дума уже распущена.
9 июля 1906 г. Государственная Дума 1-го созыва была распущена Манифестом императора. В ответ на это 180 депутатов Думы обратились к народу с призывом к гражданскому неповиновению. В условиях спада революции этот призыв не возымел значительных последствий, но подписавшие Выборгское воззвание были преданы суду. Хотя приговоры были сравнительно мягкими, но они лишили права участия в выборах многих выдающихся представителей либеральной общественности.
Выборы в Думу 2-го созыва дали еще более радикальный результат. Во II Думе большинство имели левые группы - в общей сложности 222 мандата, а кадеты всего 98. 43 депутата было избрано от Союза 17 октября, умеренно либеральной партии. Правые партии не смогли получить более 30 мест в Думе. Председателем II Думы был избран кадет Ф.А.Головин.
Новая Дума открылась 20 февраля 1907 г. Она была еще более резко оппозиционной. Особенную опасность для власти представляли думские законопроекты об отчуждении помещичьих земель. Но на сей раз оппозиционной Думе противостоял энергичный председатель Совета министров П.А.Столыпин. С думской трибуны он заявил, что все антиправительственные выступления Думы «сводятся к двум словам, обращенным к власти: “руки вверх”. На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты, может ответить только двумя словами: “не запугаете”». После отказа Думы исключить из своего состава 55 депутатов от социал-демократической фракции, обвиненных (при помощи полицейской провокации) в подготовке государственного переворота, 3 июня 1906 года II Дума была распущена. Одновременно, вопреки основным законам, было опубликовано новое положение о выборах в Государственную Думу. Таким образом, правительство и император совершили государственный переворот.

По новому положению о выборах число депутатов Государственной Думы было сокращено до 442. Число выборщиков от курии землевладельцев было увеличено в полтора раза, а от крестьян уменьшено более чем в два раза. Городская курия была разделена на 2 разряда, причем в 1-й вошли крупные собственники, владельцы недвижимости, а во 2-й все остальные. Число выборщиков от 1-го разряда превосходило число выборщиков от 2-го почти в 1,3 раза. Количество городов с отдельным представительством было уменьшено с 26 до 7. Более чем в 3 раза было уменьшено представительство национальных окраин. Таким образом правительство обеспечило более консервативный состав Думы.
В открывшейся 1 ноября 1907 г. III Думе преобладали правые и умеренные либералы. 136 мандатов принадлежали октябристам. 91 депутат вошел в «национальную» фракцию, объединившую умеренно-правых и националистов. 51 депутат принадлежал к крайне правым. Левый фланг Думы составили 39 депутатов от умеренной партии «мирного обновления», 53 кадета, 13 трудовиков и 19 социал-демократов. 26 депутатов принадлежали к национальным группам («польское коло», мусульманская группа и др.). Правительственное большинство составили «национальная» фракция и октябристы.
Председателем III Думы был избран октябрист Н.А.Хомяков, а после его добровольной отставки 4 марта 1910 г. лидер октябристов А.И.Гучков.
Именно начиная с III Думы можно говорить о Государственной Думе как о действенном органе законодательной власти. За 5 лет своей работы III Дума одобрила более 2 тыс. законопроектов, в том числе такие важные, как закон 14 июня 1910 г. о крестьянском землевладении, ставший законодательной базой для столыпинской реформы, закон 15 июня 1912 г. о местном суде, закон 23 июня 1912 г. о страховании рабочих и т.д. Вошел в нормальные рамки бюджетный процесс. Министры научились, отстаивая свои бюджетные притязания, находить общий язык с Думой. Государственная Дума, как правило, шла навстречу правительству в ассигнованиях на нужды обороны. Постепенно сложились определенные традиции как работы «первого российского парламента», так и взаимодействия с ним правительства.
По ст. 62 Учреждения Государственной Думы подробности внутреннего распорядка Думы и обязанности ее аппарата должны были определяться выработанным самой Думой «Наказом». Временный Наказ был принят 5 ноября 1907 г, а окончательно утвержден лишь 2 июня 1909 г.

Для выступления в общем собрании Думы депутаты должны были подавать заявку председателю. Слово давалось в порядке очереди. Все выступления должны были произноситься только с думской трибуны. Среди членов Государственной Думы было немало блестящих ораторов как среди левых, так и среди правых. Постепенно навыки публичного красноречия стали приобретать и министры. В целом уровень речей на думской трибуне был весьма высоким как для тогдашней, так и тем более для нынешней России.
Все выступления в Думе стенографировались. Стенографические отчеты публиковались.
В соответствии с регламентом ораторам было запрещено прибегать к личным выпадам и резким выражениям, оскорблять религиозные чувства народа, восхвалять или оправдывать преступные деяния, призывать к насильственному изменению государственного строя. В случае нарушения этих правил председательствующий делал оратору предупреждение, а после третьего предупреждения лишал слова. За неподобающее поведение или нарушение правил депутата могли лишить права присутствовать на определенном количестве (10, 15 и т.д.) заседаний.
Порядок на заседаниях обеспечивал председательствующий, а также подчиненные ему думские приставы, в обязанности которых входило удаление из зала заседаний лиц, отказывающихся покинуть зал добровольно.
Заседания Думы не всегда отличались чинностью и порядком. Некоторые депутаты, преимущественно из крайне правого лагеря (Н.Е.Марков, В.М.Пуришкевич), нередко прерывали ораторов оскорбительными выкриками с места, устраивали скандалы. До рукоприкладства дело в Думе все же не доходило.
Присутствие посторонних лиц (например, журналистов) допускалось по специальным билетам. Некоторые заседания Думы могли объявляться закрытыми.
Работой Думы руководил избиравшийся из числа депутатов президиум (формально не предусмотренный законодательством). В состав президиума входили председатель Государственной Думы, его 2 товарища (выражаясь современным языком, заместителя), секретарь и товарищи секретаря. Председатель Государственной Думы имел право личного доклада императору о занятиях Думы.
Для рассмотрения общих вопросов деятельности Государственной Думы было учреждено Совещание Государственной Думы в составе председателя, товарищей председателя, секретаря и товарища (с 8 ноября 1907 г. - старшего товарища) секретаря. Председатель Думы также периодически созывал совещания представителей партий и групп.

Для рассмотрения хозяйственных вопросов деятельности Думы была создана Распорядительная комиссия.
Думское делопроизводство вела Канцелярия Государственной Думы, окончательно конституированная 1 июля 1908 г. Работой Канцелярии руководил секретарь Государственной Думы, а ее штат составляли правительственные чиновники.
При Государственной Думе состояли также Приставская часть, Библиотека, Хозяйственная часть и Врачебная часть.
На срок полномочий каждого созыва Думы все ее члены распределялись (по жребию) по 11 отделам. На эти отделы возлагалась проверка полномочий членов Думы (законности избрания), а также (в случае необходимости) другие дела.
В общем собрании Думы закрытым голосованием избирались ее комиссии. Постоянными комиссиями Думы были: Бюджетная комиссия (1906 - 1917 гг.), Финансовая комиссия (1906 - 1917 гг.), Комиссия по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов (1906 - 1917 гг.), Комиссия по запросам (1909 - 1917 гг.; до этого, в 1907 - 1909 гг., имела статус временной комиссии), Редакционная комиссия (1906 - 1917 гг.), Библиотечная комиссия (1906 - 1917 гг.), Комиссия личного состава (1909 - 1917 гг.), а также уже упомянутая Распорядительная комиссия (1906 - 1917 гг.). Фактически была постоянной и Комиссия по военным и морским делам (до 1912 г. - Комиссия по государственной обороне). Временные комиссии создавались для рассмотрения определенных законопроектов или вопросов и завершали свою деятельность после передачи вопроса на рассмотрение общего собрания Думы.
Значительную роль в работе Думы играли фракции. От их организованности и сплоченности зависела степень влияния той или иной партии.
В III и IV Думах правительственное большинство не было возможно без октябристов. Но эта умеренно либеральная и в целом лояльная правительству партия регулярно должна была демонстрировать свою независимость. Так, например, в знак протеста против грубого давления П.А.Столыпина (добившегося от императора после отклонения его законопроекта о введении земства в западных губерниях Государственным советом роспуска на 3 дня обеих палат и проведения этого закона в порядке 87 статьи Основных законов Российской империи) на представительные учреждения А.И. Гучков подал в отставку с поста председателя Государственной Думы. Его преемником был избран М.В.Родзянко, также октябрист, гораздо более бесцветный, но умевший находить общий язык и с правительством, и с большинством думских депутатов. Родзянко сохранил свой пост и в IV Думе, вплоть до ее роспуска в 1917 г.
Выборы в IV Думу дали усиление правого и левого флангов. В Государственной Думе 4-го созыва было 64 правых депутата, 88 умеренно правых и националистов, 33 депутата «группы центра», 98 октябристов, 59 кадетов и 48 прогрессистов (либеральная партия, опиравшаяся на предпринимательские круги, занимавшие промежуточную позицию между кадетами и октябристами, но по ряду вопросов даже обходившая кадетов слева) и примыкавших к ним, 10 трудовиков, 14 социал-демократов (в том числе 6 большевиков). 21 депутат принадлежал к национальным группам.
Партия октябристов раскололась на фракции левых октябристов и земцев-октябристов (более правую). Не было единства и у умеренно правых. Все это делало правительственное большинство в Думе не очень устойчивым.
Вступление России в Первую Мировую войну ознаменовалось демонстрацией патриотизма и единства Думы. Против военных кредитов проголосовали только депутаты-большевики, вскоре арестованные и приговоренные к пожизненной ссылке за пораженческую агитацию.
Но военные неудачи, явная неспособность министров и нежелание правительства сотрудничать с обществом усилили оппозиционные настроения большинства депутатов. В августе 1915 г. был создан так называемый Прогрессивный блок, объединивший левую часть националистов («прогрессивные националисты»), группу центра, октябристов-земцев и левых октябристов, прогрессистов и кадетов. В Думе к блоку принадлежало почти 2/3 депутатов, а в Государственном совете около 45%. Прогрессивный блок требовал создания «правительства доверия» (т.е. пользующегося поддержкой Думы), резко критиковал придворную камарилью. Отныне правительство уже не могло рассчитывать на поддержку думского большинства.
В дни Февральской революции император издал указ о прекращении сессии Государственной Думы. Но под напором революционных событий Прогрессивный блок и левые депутаты (трудовики и социал-демократы) образовали Временный комитет Государственной Думы, которому поневоле пришлось стать центром власти. Отречение сначала Николая II, а затем и великого князя Михаила и образование (по соглашению Временного комитета Государственной Думы с Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов) Временного правительства привело к фактическому прекращению деятельности Думы. Новая революционная власть считала излишним опираться на авторитет дореволюционного представительного учреждения. Официально Государственная Дума была распущена 6 октября 1917 г. в связи с провозглашением России республикой и началом выборов в Учредительное собрание. Эпоха парламентаризма уходила в прошлое, начиналась эпоха революции и гражданской войны.

___________________________________________________________

Председателем Думы 1-го созыва был С.А.Муромцев (кадет)
Товарищами председателя - кн. П.Д.Долгоруков и Н.А.Гредескул (оба кадеты)
Секретарем - кн. Д.И.Шаховской (кадет).

Председателем Думы 2-го созыва был Ф.А.Головин (кадет)
Товарищами председателя - Н.Н.Познанский (беспартийный левый) и М.Е.Березин (трудовик)
Секретарем - М.В.Челноков (кадет).

1-я сессия с 1 ноября 1907 г. по 28 июня 1908 г.,
2-я - с 15 октября 1908 г. по 2 июня 1909 г.,
3-я - с 10 октября 1909 г. по 17 июня 1910 г.,
4-я с 15 октября 1910 г. по 13 мая 1911 г.,
5-я - с 15 октября 1911 г. по 9 июня 1912 г.
Председателями Думы 3-го созыва были
Н.А.Хомяков (октябрист) - с 1 ноября 1907 г. по 4 марта 1910 г.,
А.И.Гучков (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 14 марта 1911 г.,
М.В.Родзянко (октябрист) с 22 марта 1911 г. по 9 июня 1912 г.
Товарищами председателя - кн. В.М.Волконский (умеренно правый), бар. А.Ф.Мейендорф (октябрист) с 5 ноября 1907 г. по 30 октября 1909 г., С.И.Шидловский (октябрист) с 30 октября 1909 г. по 29 октября 1910 г., М.Я.Капустин (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 9 июня 1912 г.
Секретарем - И.П.Созонович (правый).

1-я сессия с 15 ноября 1912 г. по 25 июня 1913 г.,
2-я - с 15 октября 1913 г. по 14 июня 1914 г., чрезвычайная сессия - 26 июля 1914 г.,
3-я - с 27 по 29 января 1915 г.,
4-я с 19 июля 1915 г. по 20 июня 1916 г.,
5-я - с 1 ноября 1916 г. по 25 февраля 1917 г.
Председателем Думы 4-го созыва был М.В.Родзянко (октябрист)
Товарищами председателя - кн. Д.Д.Урусов (прогрессист) с 20 ноября 1912 г. по 31 мая 1913 г., кн. В.М.Волконский (беспартийный, умеренно правый) с 1 декабря 1912 г. по 15 ноября 1913 г., Н.Н.Львов (прогрессист) с 1 июня по 15 ноября 1913 г., А.И.Коновалов (прогрессист) с 15 ноября 1913 г. по 13 мая 1914 г., С.Т.Варун-Секрет (октябрист) с 26 ноября 1913 г. по 3 ноября 1916 г., А.Д.Протопопов (левый октябрист) с 20 мая 1914 г. по 16 сентября 1916 г., Н.В.Некрасов (кадет) с 5 ноября 1916 г. по 2 марта 1917 г., гр. В.А.Бобринский (националист) с 5 ноября 1916 г. по 25 февраля 1917 г.
Секретарем - И.И.Дмитрюков (октябрист).

Материалы: Д.И.Раскин,
доктор исторических наук,
начальник отдела научных публикаций
Российского государственного исторического архива.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис";

Государственная дума Российской империи

Государство:

Россия:Российская империя (1905-1917)
Российская республика (1917) Официально называлась просто «Россия», республиканская форма правления и новое название были официально объявлены лишь 1 (14) сентября 1917 года

Год основания:

Последующий парламент:

Временный совет Российской республики (как совещательный орган)

Год упразднения:

Последние выборы:

Адрес зала заседаний:

Таврический дворец

Государственная дума Российской империи - законодательное учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи. Всего было 4 созыва Государственной думы.

История

До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года.

6 августа 1905 года Манифестом Николая II была учреждена Государственная дума как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов» . Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен - не позднее половины января 1906 года. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу (правом голоса наделялись лишь ограниченные категории лиц: крупные собственники недвижимых имуществ, крупные плательщики промыслового и квартирного налога, и - на особых основаниях - крестьяне) вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.

Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г, установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в редакции 23 апреля 1906: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом * от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

Распределение депутатов Государственной думы по партиям

Народные социалисты

Трудовики

Прогрессивная партия

Автономисты

Октябристы

Националисты

Беспартийные

I созыв

Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49 % всех выборщиков принадлежало крестьянам. Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906.

Выборы Депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырём куриям - землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух выборы были двухстепенные, для третьей - трехстепенные, для четвёртой - четырёхстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот.

Из 448 депутатов Госдумы I созыва кадетов было 153, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп) - 63, октябристов - 13, трудовиков - 97, 105 беспартийных и 7 прочих.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приема у Николая II в Зимнем). Председателем был избран кадет С. А. Муромцев. Товарищами председателя - князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем - князь Д. И. Шаховской (кадет).

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель. Выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали для обеспечения крестьян отвести им участки по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и частно-владельческих земель, превышающих трудовую норму, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы.

13 мая появилась правительственная декларация, которая объявляла недопустимым принудительное отчуждение земли. Отказ даровать политическую амнистию и расширить прерогативы Думы и ввести принцип ответственности перед ней министров. Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим. 6 июня появился ещё более радикальный эссеровский «проект 33-х». Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление её со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. 8 июня 1906 Царское правительство под предлогом, что Дума не только не успокаивает народ, но ещё более разжигает смуту, распустило её.

Думцы увидели манифест о роспуске утром 9-го числа на дверях Таврического. После этого часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано т. н. Выборгское воззвание.

II созыв

По своему составу она была в целом левее первой, так как в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г. Из 518 депутатов было: социал-демократов - 65, эсеров - 37, народных социалистов - 16, трудовиков - 104, кадетов - 98 (почти вдвое меньше, чем в первой думе), правых и октябристов - 54, автономистов - 76, беспартийных - 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. Товарищами председателя - Н. Н. Познанский (беспартийный левый) и М. Е. Березин (трудовик). Секретарем - М. В. Челноков (кадет). Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу её крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли.

1 июня 1907 премьер-министр Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Дума была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот).

III созыв

Одновременно с указом о роспуске думы II созыва 3 июня 1907 года было опубликовано новое Положение о выборах в Думу, то есть новый избирательный закон. Согласно этому закону и была созвана новая дума. Выборы происходили осенью 1907. В 1-ю сессию Государственная дума III созыва насчитывала: крайних правых депутатов - 50, умеренно-правых и националистов - 97, октябристов и примыкавших к ним - 154, «прогрессистов» - 28, кадетов - 54, трудовиков - 13, социал-демократов - 19, мусульманская группа - 8, литовско-белорусская группа - 7, Польское коло - 11. Эта Дума была значительно правее двух предыдущих.

Председателями Думы 3-го созыва были: Н. А. Хомяков (октябрист) - с 1 ноября 1907 г. по 4 марта 1910 г., А. И. Гучков (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 14 марта 1911 г., М. В. Родзянко (октябрист) с 22 марта 1911 г. по 9 июня 1912 г.

Товарищами председателя - кн. В. М. Волконский (умеренно правый), бар. А. Ф. Мейендорф (октябрист) с 5 ноября 1907 г. по 30 октября 1909 г., С. И. Шидловский (октябрист) с 30 октября 1909 г. по 29 октября 1910 г., М. Я. Капустин (октябрист) с 29 октября 1910 г. по 9 июня 1912 г. Секретарем - Иван Созонович (правый).

Состоялось пять сессий: с 1 ноября 1907 г. по 28 июня 1908 г., с 15 октября 1908 г. по 2 июня 1909 г., с 10 октября 1909 г. по 17 июня 1910 г., с 15 октября 1910 г. по 13 мая 1911 г., с 15 октября 1911 г. по 9 июня 1912 г. Третья Дума, единственная из четырёх, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года.

Октябристы - партия крупных землевладельцев и промышленников - управляли работой всей Думы. Причем главным их методом было блокирование по разным вопросам с разными фракциями. Когда блокировались с откровенно правыми, появлялось правооктябристское большинство, когда составляли блок с прогрессистами и кадетами - октябристско-кадетское большинство. Но суть деятельности всей Думы от этого менялась незначительно.

Острые споры в думе возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

Большой опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

IV созыв

Выборы в IV Государственную Думу

Подготовка к выборам в IV Думу началась уже в 1910 г.: правительство предпринимало огромные усилия к тому, чтобы создать нужный ему состав депутатского корпуса, а также максимально задействовав на выборах священнослужителей. Оно мобилизовало силы, чтобы не допустить обострения внутриполитической обстановки в связи с выборами, провести их «бесшумно» и с помощью «нажима» на закон сохранить и даже усилить свои позиции в Думе, и не допустить её сдвиг «влево». В результате правительство оказалось в ещё большей изоляции, так как октябристы отныне твердо перешли наравне с кадетами в легальную оппозицию.

Законодательная деятельность

Последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период. С ноября 1912 по февраль 1917 года состоялось пять сессий. Две пришлись на довоенный период и три - на период Первой мировой войны. Первая сессия проходила с 15 ноября 1912 года по 25 июня 1913 года, вторая - с 15 октября 1913 года по 14 июня 1914 года, чрезвычайная сессия состоялась 26 июля 1914 года. Третья сессия собиралась с 27 по 29 января 1915 года, четвёртая - с 19 июля 1915 года по 20 июня 1916 года, и пятая - с 1 ноября 1916 года по 25 февраля 1917 года.

По составу она мало отличалась от третьей, в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.

Среди 442 депутатов Госдумы IV созыва националистов и умеренно-правых - 120, октябристов - 98, правых - 65, кадетов - 59, прогрессистов - 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы - 14 (большевиков - 6, меньшевиков - 7, 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики - 10, беспартийные - 7. Председателем думы был избран октябрист М. В. Родзянко. Товарищами председателя были: кн. Д. Д. Урусов (прогрессист) с 20 ноября 1912 г. по 31 мая 1913 г., кн. В. М. Волконский (беспартийный, умеренно правый) с 1 декабря 1912 г. по 15 ноября 1913 г., Н. Н. Львов (прогрессист) с 1 июня по 15 ноября 1913 г., А. И. Коновалов (прогрессист) с 15 ноября 1913 г. по 13 мая 1914 г., С. Т. Варун-Секрет (октябрист) с 26 ноября 1913 г. по 3 ноября 1916 г., А. Д. Протопопов (левый октябрист) с 20 мая 1914 г. по 16 сентября 1916 г., Н. В. Некрасов (кадет) с 5 ноября 1916 г. по 2 марта 1917 г., гр. В. А. Бобринский (националист) с 5 ноября 1916 г. по 25 февраля 1917 г., секретарем IV Думы был октябрист И. И. Дмитрюков.

С 1915 года ведущую роль в думе играл Прогрессивный блок. Четвёртая Дума и до Первой мировой войны, и во время неё часто находилась в оппозиции к правительству.

IV Государственная дума и Февральская революция

25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении занятий Думы до апреля того же года; Дума отказалась подчиниться, собираясь в частных совещаниях.

Будучи одним из центров оппозиции Николаю II, Дума сыграла ключевую роль в Февральской революции: её членами 27 февраля был образован Временный комитет Государственной думы, де-факто принявший на себя функции верховной власти, сформировав Временное правительство России.

После падения монархии Дума ни разу не собиралась в полном составе, хотя регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной думы.

6 октября 1917 года Временное правительство распустило Государственную Думу в связи с подготовкой выборов в Учредительное собрание, а 18 декабря декрет СНК упразднил канцелярию Думы и её Временного комитета.

Законодательство о выборах

  • Манифест от 6 августа 1905 года
  • Положение о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 года
  • Учреждение государственной Думы
  • Манифест от 17 октября 1905 года
  • Об изменении положения о выборах в Государственную думу от 11 декабря 1905 года
  • Положение о выборах в Государственную думу от 3 июня 1907 года


Copyright © 2024 Школа и образование.