Презентация способы выражения сказуемого подготовка к огэ. Cпособы выражения сказуемого
тема урока:
Виды сказуемых
И СПОСОБЫ
ИХ ВЫРАЖЕНИЯ .
Цели урока:
- обобщить сведения о сказуемом;
- повторить разные типы сказуемых;
- формировать умения:
- находить сказуемое;
- определять тип сказуемого и способы его выражения;
- воспитывать интерес к отечественной истории, любовь к родине, духовность, трудолюбие.
Н.А.Назарбаев
Виды сказуемого
Виды
Способ выражения
Простое глагольное сказуемое
Примеры
Выражается глаголом в форме одного из наклонений
Составное глагольное сказуемое
Сейте разумное, доброе, вечное.
Состоит из вспомогательного слова и неопределенной формы глагола
Еще я долго буду петь.
По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь.
Я был бы рад помочь вам.
Виды сказуемого
Способ выражения
Составное именное сказуемое
Примеры
Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение)
Она была не тороплива , не холодна, не говорлива.
Слово – серебро , молчание – золото .
Приём "Согласен - Не согласен".
1. Сказуемое -это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет речи? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое?(Да)
2. Сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение.(Да)
3. Сказуемое , выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется составным глагольным сказуемым. (Нет)
4 .В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражены одним глаголом. (Да)
5. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и именной части. (Нет)
6 . В составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое - в неопределённой форме глагола, грамматическое - во вспомогательном слове. (Да)
7. Составным именным сказуемым называется такое сказуемое, которое состоит из глагола-связки и неопределённой формы глагола (инфинитива).(Нет)
8. В роли глагола-связки может выступать только связка быть в нулевой форме.(Нет)
9. Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена только именем существительным, именем прилагательным и именем числительным.(Нет)
10. В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым. Дорога проложена через лес.( Нет )
11 .В этом предложении сказуемое является простым глагольным сказуемым :Трое учеников будут отвечать у доски .(Да)
12 .В этом предложении сказуемое является составным глагольным сказуемым: От скуки девочка начала придумывать разные истории.(Да)
Назови номер простого предложения.
1) Пусть совесть прояснит твой разум, мой народ, 2) И светлое пускай над тёмным верх возьмёт, 3) Как сердце доброе, пусть справедливый труд В союзе с разумом всех к миру приведёт.
Шакарим Кудайбердиев
Работа с сигнальными карточками
4) Коварен мир. 5) Он как поток,
6) А мы - соломинки. 7) Мы с ним Летим, 8) куда укажет рок, 9) И наш полет неудержим. 10) О камни нас, о корни бьет, 11) Нет нам ни отдыха, ни сна, 12) Но смерть настигла нас. 13) И вот Нас обступила тишина…
Шакарим Кудайбердиев
Поэзия – властитель языка,
Только разум, наука,
воля, совесть
возвышают человека.
Абай Кунанбаев
1845- 1904
Поэзия – властитель языка,
Из камня чудо высекает гений.
Теплеет сердце, если речь легка,
И слух ласкает красота сравнений.
Только разум, наука,
воля, совесть
возвышают человека.
Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.
Абай Кунанбаев
1845- 1904
Шакарим Кудайбердиев
(1858-1931)
Подчеркните главные члены предложения и определите вид сказуемого.
- Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.
- Тот, кто не сумел отречься от лжи, не найдет в себе мужества отказаться от злых намерений.
Шакарим Кудайбердиев
(1858-1931)
Окрыленный стихами,
Я - сын поднебесья,
Мне вздохнуть от врагов
Нет ни ночи, ни дня.
Магжан Жумабаев
1893-1938
Всему миру известна отвага моя,
Я не тот, кто боится воды и огня.
Окрыленный стихами,
Я - сын поднебесья,
Мне вздохнуть от врагов
Нет ни ночи, ни дня.
Магжан Жумабаев
1893-1938
Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.
1. Но разве я не настоящий царь? 2. Мои войска - ряды стихов моих. 3. Стихи бессмертны и теперь, как встарь, 4. И всё переживет правдивый стих.
Шакарим Кудайбердиев
Шакарим Кудайбердиев
Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
1 . Коль честно разделить дары природы всей,
2. То может и земля всех накормить людей.
3. Труд в сочетании с любовью создаёт
4. Благополучие и счастье наших дней.
Работа с текстом
Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает. Многое можно усвоить, внимая словам разумных людей. Недостаточно обладать разумом - только слушая и запоминая наставления знающих, избегая пороков, можно стать полноценным человеком. Но если человек постигает мудрые речи, неуместно восторгаясь или наоборот вяло, рассеянно, не переспрашивая непонятного, не стараясь вникнуть в суть сказанного или же не делает для себя никаких выводов, хотя чувствует их справедливость и пользу, что толку от того, слушает он или не слушает? О чем говорить с человеком, который не знает цену слову? Как сказал один мудрец, лучше пасти свинью, которая признает тебя ... Абай. Слово Девятнадцатое.
А
Мудрость прошлого - бесценное богатство настоящего.
Н.А.Назарбаев
Домашнее задание
- Упр.108, стр.52.
- Повторить параграфы 12-15.
Цели:
- формирование умений находить сказуемое, характеризовать его;
- расширить представления учеников о простом и составном глагольном сказуемом, его признаках и способах выражения.
Ход урока
2. Изучение нового материала.
а) Исследование схемы и теоретического материала п.14, с. 49.
б) Выполнение упражнения 69 с.49.
в) Слайд 1-4 Исследование материала.
3. Закрепление.
а) Работа над упражнениями учебника 70,71 с.51
4. Итог урока:
На какие 2 вида делится сказуемое? (Глагольное и именное)
Каким бывает глагольное сказуемое? (Простое и составное)
Как выражается простое глагольное сказуемое? (Одной глагольной формой какого-либо наклонения)
Из каких двух частей состоит составное глагольное сказуемое? (Вспомогательного глагола и инфинитива)
5. Домашнее задание: упражнение 72, п 14 правила.
6. Комментирование оценок.
Урок 2. Тема: Виды сказуемого. Составное именное сказуемое
Цели:
- познакомить детей с составным именным сказуемым;
- знать какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.
Ход урока
1. Орг.момент. Приветствие обучающихся.
2. Повторение изученного материала. Слайд №5
Спишите. Подчеркните сказуемые. Укажите чем они выражены.
В мае зацвели тюльпаны. – В мае начали цвести тюльпаны.
Недавно отцвели тюльпаны. – Недавно кончили цвести тюльпаны.
Уже июнь, а тюльпаны цветут. - Уже июнь, а тюльпаны продолжают цвести.
(Фронтальная проверка)
3. Новый материал. Слайд №6.Составное именное сказуемое.
4. Закрепление нового материала.
А) Работа над упражнениями учебника №75,76.
Б) Слайд №7. Спишите текст. Подчеркните в предложениях составное именное сказуемое.
5. Итог урока:
Слайд 8. Назовите виды сказуемых.
6. Домашнее задание: с55 упражнение 79, правило на с 53.
7. Комментирование оценок.
Урок 3. Тема: Обобщающий урок по теме “Виды сказуемого и способы его выражения”
Цели:
- повторение и обобщение знаний об основных видах сказуемого;
- развитие образности мышления.
Ход урока
1. Орг.момент. Приветствие обучающихся.
2. Повторение.
а) Слайд №8. Постройте устный ответ “Виды сказуемого”, пользуясь схемой слайда.
б) Слайд №9. Выберите полную или краткую форму прилагательных, соответствующую контексту.
Запишите предложения. (Фронтальная проверка)
в) Работа над упражнениями учебника 77,78.
г) Слайды №10,11 Тестовое задание.
Слайд 12. Проверка
3. Слайд №13. Итог урока.
4. Домашнее задание. П 14 Виды сказуемых. Упражнение 81 с 57.
5. Комментирование оценок.
Охмак М.В.,
учитель русского языка,
МБОУ «Северная ООШ»
Критерии оценивания
20 – 24 баллов – « 5 »
14 – 19 баллов – « 4 »
7 – 13 баллов – « 3 »
0 – 6 балов – « 2 »
Синтаксическая пятиминутка
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А.С. Пушкин
- Какие члены предложения составляют грамматическую основу?
- Выделите грамматическую основу.
Что такое сказуемое?
Главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает признак предмета или действие.
Сказуемое отвечает на вопросы:
- Что делает предмет?
- Что с ним происходит?
- Каков он?
- Что он делает?
- Кто он такой?
Цели на уроке:
- Знать : характерные черты сказуемого и способы его выражения.
- Уметь : находить и характеризовать сказуемое в предложениях.
Работа с учебником
- Прочитайте § 14.
- Составьте ОК.
Виды сказуемых
Составное
Простое
Составное именное
Глагольное
Составное глагольное
( СГС )
( ПГС )
( СИС )
Бережёного Бог бережёт .
Два друга – мороз и вьюга .
Стал он кликать золотую рыбку.
Простое глагольное сказуемое
- Ум не замещает знания. (посл.)
- Самые правила языка не изобретаются, а в нём уже существуют.
- Роняет лес багряный свой убор. (Пушкин)
- Ещё я долго буду петь. (Есенин)
Форма будущего времени глаголов несовершен-ного вида состоит из 2 знаменательных слов.
Составное глагольное сказуемое
вспомогательный
глагол
инфинитив
- ГЛАГОЛЫ (НАЧАЛА, ПРОДОЛЖЕНИЯ, ЗАВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ, ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, НЕОБХОДИМОСТИ)
- КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ (ДОЛЖЕН, РАД, ГОТОВ, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, ГОРАЗД, ВЫНУЖДЕН)
- СЛОВА СОСТОЯНИЯ (МОЖНО, НЕЛЬЗЯ, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО)
НАЙДИТЕ СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Девочка перестала плакать. (Короленко)
И точно, начал свет глупеть. (Грибоедов)
Молодой Дубровский хотел заняться делами.
(Пушкин)
Глаза ей портить не годится. (Грибоедов)
Никто не сможет нас согнуть в бараний рог.
(Паустовский)
Служить бы рад. (Грибоедов)
Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон.
(Горький)
№ 1. Самостоятельно определите вид сказуемого и заполните таблицу. Каждый правильный ответ - 1 балл (максим. 5 б.).
1. Я буду долго смотреть телевизор.
2. Мама начала готовить ужин.
3. Мы не будем долго спать.
4. Гости должны были прийти вовремя.
5. Я поспешил отозвать пса.
Составное именное сказуемое
Глагол –
связка
Именная часть
- Быть,
- делаться,
- являться,
- стать,
- становиться,
- казаться,
- считаться,
- называться
- имя (сущ., прил., числ.)
- местоим.
- причастие
- наречие
- цельное словосоч.
- фразеологизм
- глагол-связка быть в настоящем времени обычно отсутствует (нулевая связка)
Язык всем знаниям и всей природе ключ. (Державин)
№ 2. Определите тип сказуемых и заполните таблицу: Каждый правильный ответ - 1 балл
1. Лейтенант был очень странным.
2. Дома новы, но предрассудки стары. (Грибоедов)
3. Вокруг меня цвёл божий сад. (Лермонтов)
4. И дым Отечества нам сладок и приятен. (Грибоедов)
5. Ему, наверное, хотелось улететь.
6. Когда-нибудь надо уйти.
7. Месяц будет белеть на тёмной лазури.
8. Бойцы вспоминают минувшие дни. (Пушкин)
9. В милицию надо позвонить.
Материалы открытого банка заданий
ФИПИ - 2017г.
Каждый правильный ответ - 1 балл (максим. 10 б.).
№ 3.
(14)Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели.
(9)Книга была дорогой.
№ 3. Выпишите грамматическую основу предложения...
(42)Ему хотелось плакать.
(2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.
(12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём .
№ 3. Выпишите грамматическую основу предложения...
(35)Это понимать надо!
(32)Всё было в порядке.
(41)Толику стало страшно.
(8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?
Выставление оценок
20 – 24 баллов – « 5 »
14 – 19 баллов – « 4 »
7 – 13 баллов – « 3 »
0 – 6 балов – « 2 »
Задание
Количество баллов
№ 1
№ 2
№ 3
Оценка
Итоги урока
Вам предлагается закончить фразы:
- Я научилась (-ся)…
- Я запомнил(а)…
- Я рада (рад)…
- Мне хочется сказать…
- Теперь я знаю …
Домашнее задание
Выучить правило § 14, упр. 74
Используемые материалы :
- Русский язык. 8кл.: учебник/М.М. Разумовская и др.- М.:Дрофа, 2016г
- Слайд 2,18,19 Картинки: Л.Гераскина. В стране невыученных уроков. М. –"РИПОЛ-КЛАССИК", 1997.
- Картинка «Мудрая сова» http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/d/db/%D0%A3%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0.png ,
- Картинка «Сова-магистр» http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2012/12/2bc99ae2c5dffc2499ec5462061874d6.jpg
- картинка «Книги» http://tregion.ru/upload/picmagic/2013-04-21/691-506-46067_269.jpg;
- материалы ОГЭ с сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/
- Картинка «Солнышко» http://media.ffclub.ru/up100289-9TbEGPuOWV8.jpg
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Урок русского языка в 8 классе Учитель ГБОУ СОШ №27 г. Севастополя Белик Людмила Афанасьевна
Что такое «грамматическая основа предложения»? Это основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, - или одного из них.
Что такое «сказуемое»? Сказуемое – это главный член предложения, который грамматически зависит от подлежащего. Сказуемое обозначает действие, состояние, признак, присущие подлежащему. Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ? КАКОВ ОН? ЧТО ОН ТАКОЕ? КТО ОН ТАКОЙ? и другие.
Виды сказуемого СКАЗУЕМОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ИМЕННОЕ ПРОСТОЕ ПГС СОСТАВНОЕ СИС СОСТАВНОЕ СГС
На какие вопросы отвечает простое глагольное сказуемое (ПГС) Что делает предмет? Что сделал предмет? Что будет делать предмет? Что с ним делается? Что с ним сделалось? и т.п.
Чем может быть выражено ПГС? глаголом в форме одного из наклонений сложной формой будущего времени инфинитивом (неопределённой формой глагола) глагольной формой междометия глагольным фразеологическим оборотом спрягаемой формой глагола с частицами повторяющимися глаголами сочетанием двух разных глаголов
ГЛАГОЛОМ В ФОРМЕ ОДНОГО ИЗ НАКЛОНЕНИЙ Два месяца прошли в непрерывном ожидании ответа на письмо. Русь! Чего же ты хочешь от меня? С тренером вы тренировались бы более регулярно. Возьмите с собой в поход гитару.
СЛОЖНОЙ ФОРМОЙ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ Весь вечер будет играть музыка. Сегодня я буду читать всю ночь. Ты будешь участвовать в конкурсе? Мы будем поддерживать вас.
ИНФИНИТИВОМ (НФГ) И царица хохотать, И плечами пожимать. И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами...
ГЛАГОЛЬНОЙ ФОРМОЙ МЕЖДОМЕТИЯ У двери кто-то звяк в кольцо. Вот мужу подвели коня... Он холку хвать и в стремя ногу. Прыг с окна – и был таков!
ГЛАГОЛЬНЫМ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМ ОБОРОТОМ Цветухин не спускал глаз с Лизы. (смотрел) Ребята весь день били баклуши. (бездельничали) Он изъявил согласие принять меня завтра. (согласился) Мы одержали победу в этом состязании. (победили) Российские спортсмены приняли участие в олимпиаде. (участвовали)
СПРЯГАЕМОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА... ...в сочетании с частицами: БЫЛО, ЗНАЙ, ЗНАЙ СЕБЕ, ТАК И, КАК, КАК БУДТО, СЛОВНО. Томясь скукой, Григорий пошёл было в дом. Туман как будто расходится.
ПОВТОРЯЮЩИМИСЯ ГЛАГОЛАМИ с частицами НЕ, ТАК Они спорят, спорят, а проку мало. Степан – он ударит так ударит. Вы читать не читаете, а книгу берёте. Родители тебя ждут не дождутся.
СОЧЕТАНИЕМ ДВУХ РАЗНЫХ ГЛАГОЛОВ... ...в одинаковой спрягаемой форме, первый из которых обозначает ДЕЙСТВИЕ, а второй указывает на его ЦЕЛЬ. Я пойду возьму книгу в библиотеке. А ты возьми и спроси прямо.
Список используемых источников Литература Русский язык. 8 класс. Учебник. Часть 1. Часть 2. Комплект. ФГОС Издательство: Русское слово Автор: Быстрова Елена Александровна, Кибирева Людмила Валентиновна, Воителева Татьяна Михайловна, Фаттахова Наиля Нурыйхановна Серия: Инновационная школа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Словообразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, программа С.И.Львовой
Презентация к уроку русского языка по теме "Словобразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, первый урок в разделе "Словообразование". Программа по русскому языку С.И.Львовой....
Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Учащиеся уже с 5 класса знают о постановке тире между подлежащим и сказуемым в некоторых случаях. В 8 классе эта тема изучается подробно. Презентация поможет учащимся в освоении нового материала. Разр...
Презентация к уроку русского языка. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.
Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...